Во Франции не состоялась выставка-продажа орудий пыток
Любители пощекотать себе нервы разочарованы. Во Франции вот-вот должна была открыться выставка-продажа старинных орудий пыток и казни. Своеобразную коллекцию собрал один алжирский палач. И хотя все экспонаты уже были расставлены по залам, экспозицию решили не открывать.
За вполне благопристойным фасадом особняка Ротшильдов скрывается самая противоречивая выставка Парижа. На входе табличка: "Не для слабонервных, уберите детей". А в залах - 350 экспонатов, так или иначе связанных с пытками и казнью. Все возможные инструменты палачей - и цепи, и наручники, и плети. Мечи, которыми отсекали головы знатным преступникам. И неизменная маска заплечных дел мастера. Есть и печально известная "железная дева": шкаф, утыканный гвоздями изнутри, в который сажали жертву и постепенно пронзали насквозь. От увиденного и у вполне уравновешенного человека холодеет кровь. Но не столько сама выставка, сколько намерение организаторов продать всё это с аукциона вызвало во Франции широкий резонанс. Министр культуры страны Фредерик Миттеран так и заявил, что экспонаты - из черного периода истории, о котором люди предпочли бы забыть, и он лично торги не одобряет. Бойкотировать экспозицию призвали и французские правозащитники. Тема почти неделю не сходила со страниц французской прессы. О завершении эпопеи сообщила газета "Монд".
"Многие называли эту выставку возмутительной и попирающей моральные нормы, но юридических оснований отменить аукцион не нашлось. Министерство торговли вынуждено было дать добро на торги. Однако на попятную пошли сами аукционеры, заявив, что не хотят "будоражить общественность", - пишет издание.
В то же время столичный вестник "Паризьен" съязвил на тему, а кому бы могли приглянуться такие экспонаты.
"Интересно, кто стал бы покупателем на подобном аукционе? Любители детективных романов? Садомазохисты? Как бы то ни было, а каталогов с фотографиями экспонатов уже не осталось - их разобрали, как горячие пирожки", - говорится там.
Самое любопытное, что орудия пыток, которые сейчас вызвали такой ажиотаж в Париже, до этого почти полвека пылились в безвестности в частном музее Авиньона. Собрал коллекцию сам в прошлом палач Фернан Мейсонье, в начале 60-х казнивший осужденных на алжирской войне. Проведя 4 года в этой североафриканской стране, он вернулся на родину и стал собирать всё, что касалось его неоднозначной профессии. Несколько лет назад Мейсонье скончался, и продать коллекцию решила дочь. Она и организаторы аукциона планировали выручить 200 тысяч евро за то, что они назвали "предметами исторического наследия". Но помешала в конечном счете сама история.
"Так вышло, что наш аукцион по времени совпал с 50-летней годовщиной независимости Алжира. А поскольку собиратель коллекции работал в этой стране, произошло недопонимание. Многие подумали, что орудия пыток он привез именно оттуда, хотя речь идет о реликвиях Средневековья и французской революции. Но во избежание кривотолков мы решили отменить торги", - говорит организатор аукциона Бертран Корнет.
Что будет с коллекцией? - журналисты осаждают с расспросами единственную дочь коллекционера. Но та отвечает, что раз ей не удалось передать экспонаты тем, кому они интересны, придется сесть и как следует поразмыслить, за что ей выпало такое наследство и как теперь им правильно распорядиться.