«Народная экономика» о том, как защитить свои интересы в споре с недобросовестными продавцами
Защищайтесь, или сколько россиян знают о своих правах потребителя? А также три конфликтных ситуации, точку в которых поставил Верховный Суд - в "Народной экономике".
Но сначала новости
Штраф за безбилетный проезд на всех видах пассажирского транспорта, и в маршрутном такси тоже, предлагает ввести Минтранс. Правда, для начала водителей маршруток придется приучить продавать билеты, а не просто собирать деньги за проезд. Штрафы для недобросовестных перевозчиков тоже, к слову, хотят увеличить. В частности, за неисполнение предписаний инспекторов Ространснадзора, то есть за неисправленные ошибки, физические лица заплатят до 15 тысяч рублей, а юридические до 700 тысяч. За перевозку без навигаторов ГЛОНАСС, а с 2013 года это уже требование закона, до 50 тысяч рублей.
Рынки тают. Эксперты отмечают сокращение числа проводольственных и вещевых торговых площадок. А в ближайшие три-четыре года полагают, что уличные ларьки могут вообще исчезнуть как вид. Из 100 рублей выручки 80 у них приходится на пиво и сигареты. Но пиво уже с января там продавать не смогут, а значит киоскам сложнее будет себя окупать. Еще один прогноз на ближайшие пару лет - развитие интернет-торговли. Причем, сеть ждет наплыв не только покупателей одежды и техники, продукты питания с доставкой на дом называют перспективным бизнесом. Полагая, что за счет виртуальных прилавков вырастет конкуренция среди продавцов, что на пользу потребителям.
8 человек из 10 в среднем трижды в год, сталкиваются с некачественными товарами и услугами. Чаще это как раз продукты, но из-за них и меньше всего разбирательств. Если нет серьезного вреда здоровью, кислое молоко просто выливается, несвежее мясо выбрасывается. Людям жалко времени, чтобы отстоять выброшенную одновременно сотню рублей. Но как только цена вопроса растет - растет и число жалоб.
Мобильные телефоны и бытовая техника удерживают лидерство в конфликтах с продавцами. Ну а самые дорогие споры - по кредитам и ЖКХ. Закону о правах потребителей уже 20 лет. И с ним, как выяснили социологи, хорошо знаком каждый 5. Большинство же, в лучшем случае знает отдельные статьи - видимо, был опыт.
Но подчас этих знаний для доказательства правоты не хватает - у ответчиков тоже вроде весомые аргументы. Вот тогда только суд.
За потребителей вступился Верховный суд. Для рядовых судей составлен обзор судебной практики по защите граждан от некачественных товаров и услуг - этот документ должен стать ориентиром при рассмотрении подобных дел. Все перечисленные случаи типичны. К примеру, житель Кировской области Равиль Мухаметзянов купил в салоне новый автомобиль, но что-то в нем неправильно подключили? и через два дня машина сгорела, вместе с гаражом.
"Изъяли провода, все в автомашине засняли, экспертиза показала, что короткое замыкание, между блоком реле и аккумулятором", - рассказал истец Равиль Мухаметзянов.
Мирно договориться о возмещении убытков Равилю не удалось и он обратился в Общество защиты прав потребителей. Поведение продавцов не стало для адвокатов сюрпризом.
"Вместо того, чтобы идти и искать какой-то компромисс с потребителем, нет будут упираться до конца, пусть будут платить штрафы, пусть будут платить пени, тем не менее свою вину они никогда не признают", - рассказал адвокат ОЗПП Александр Вагин.
После многочисленых судебных заседаний, точку поставил Верховный суд - постановил не только возместить деньги за сгоревшую машину и покрыть прочие убытки, но и взыскал с салона 200 тысяч неустойки.
Поддержали судьи и Галину Арсеневу, купившую квартиру в строящемся доме. Только вот сроки сдачи объекта, как это часто бывает, разошлись с прописанными в договоре.
"Когда полгода прошло, когда он должен был сдать дом, он нам дал дополнительный договор подписывать всем, что продляется строительство на полгода, но я его не подписала, я сказала, что мы с вами заключили договор, и вы обязаны его исполнить", - рассказала истец Галина Арсеньева.
Галина Васильевна подала иск о возмещение морального вреда. В итоге Верховный Суд признал: затягивание сроков строительства - законный повод для компенсации.
Председатель Калужского областного центр защиты прав потребителей Михаил Родин говорит: "До этого было частное определение по конкретному делу, суды могли им руководствоваться, но после утверждения обзора судебной практики, они обязаны руководствоваться этим и уже других решений просто быть не должно".
А Ольга Таякина из Барнаула судилась со своим турагентом. Женщина не смогла воспользоваться купленной путевкой - попросила вернуть деньги. В агентстве долго думали, но в конечном итоге выплатили клиентке лишь часть полученной от нее суммы - сказали, за вычетом процентов.
"Возможно, тоже махнула бы рукой, не стала бы связываться, как большинство, но меня возмутило очень резкое отношение, и я решила, что за свои права нужно видимо побороться", - рассказала Таякина.
Верховный суд разъяснил: поскольку деньги возвращены не в полном объеме и несвоевременно, это нарушает права потребителя. Да и, в принципе, никаких штрафов за отказ от тура быть не может.
И еще в Верховном Суде напомнили продавцам главное правило торговли - клиент всегда прав. Именно продавец, в случае конфликтной ситуации, должен доказать, что предоставил качественный товар или услугу. А если он сам не в курсе, чем торгует, от ответственности это не освобождает.
Напоследок
Научили на свою голову. Бывшие студенты юридической школы Нью-Йорка подали иск к собственному вузу, обвиняя администрацию в обмане. В частности, в завышенной статистике трудоустройств. По данным школы, это 90-95%, а истцы, которые хороших мест для себя не нашли, утверждают, что не больше половины выпускников получают постоянную работу. Кроме того, из-за неадекватно высоких зарплат, разрекламированных в начале обучения, молодые специалисты и вовсе в долговой яме. В среднем, по образовательному кредиту они должны вузу 120 тысяч долларов. А отдавать нечем. Пока в суде не решили, принять риск к рассмотрению или отклонить. Но юристы уже включились в дискуссию, полагая, что если бы такую рекламу делала себе обычная фирма, дело о мошенничестве все бы только поддержали.