Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 марта 2012, 14:10

«Народная экономика» о том, как защитить свои интересы в споре с недобросовестными продавцами

Защищайтесь, или сколько россиян знают о своих правах потребителя? А также три конфликтных ситуации, точку в которых поставил Верховный Суд - в "Народной экономике".

Но сначала новости

Штраф за безбилетный проезд на всех видах пассажирского транспорта, и в маршрутном такси тоже, предлагает ввести Минтранс. Правда, для начала водителей маршруток придется приучить продавать билеты, а не просто собирать деньги за проезд. Штрафы для недобросовестных перевозчиков тоже, к слову, хотят увеличить. В частности, за неисполнение предписаний инспекторов Ространснадзора, то есть за неисправленные ошибки, физические лица заплатят до 15 тысяч рублей, а юридические до 700 тысяч. За перевозку без навигаторов ГЛОНАСС, а с 2013 года это уже требование закона, до 50 тысяч рублей.

Рынки тают. Эксперты отмечают сокращение числа проводольственных и вещевых торговых площадок. А в ближайшие три-четыре года полагают, что уличные ларьки могут вообще исчезнуть как вид. Из 100 рублей выручки 80 у них приходится на пиво и сигареты. Но пиво уже с января там продавать не смогут, а значит киоскам сложнее будет себя окупать. Еще один прогноз на ближайшие пару лет - развитие интернет-торговли. Причем, сеть ждет наплыв не только покупателей одежды и техники, продукты питания с доставкой на дом называют перспективным бизнесом. Полагая, что за счет виртуальных прилавков вырастет конкуренция среди продавцов, что на пользу потребителям.

8 человек из 10 в среднем трижды в год, сталкиваются с некачественными товарами и услугами. Чаще это как раз продукты, но из-за них и меньше всего разбирательств. Если нет серьезного вреда здоровью, кислое молоко просто выливается, несвежее мясо выбрасывается. Людям жалко времени, чтобы отстоять выброшенную одновременно сотню рублей. Но как только цена вопроса растет - растет и число жалоб.

Мобильные телефоны и бытовая техника удерживают лидерство в конфликтах с продавцами. Ну а самые дорогие споры - по кредитам и ЖКХ. Закону о правах потребителей уже 20 лет. И с ним, как выяснили социологи, хорошо знаком каждый 5. Большинство же, в лучшем случае знает отдельные статьи - видимо, был опыт.

Но подчас этих знаний для доказательства правоты не хватает - у ответчиков тоже вроде весомые аргументы. Вот тогда только суд.

За потребителей вступился Верховный суд. Для рядовых судей составлен обзор судебной практики по защите граждан от некачественных товаров и услуг - этот документ должен стать ориентиром при рассмотрении подобных дел. Все перечисленные случаи типичны. К примеру, житель Кировской области Равиль Мухаметзянов купил в салоне новый автомобиль, но что-то в нем неправильно подключили? и через два дня машина сгорела, вместе с гаражом.

"Изъяли провода, все в автомашине засняли, экспертиза показала, что короткое замыкание, между блоком реле и аккумулятором", - рассказал истец Равиль Мухаметзянов.

Мирно договориться о возмещении убытков Равилю не удалось и он обратился в Общество защиты прав потребителей. Поведение продавцов не стало для адвокатов сюрпризом.

"Вместо того, чтобы идти и искать какой-то компромисс с потребителем, нет будут упираться до конца, пусть будут платить штрафы, пусть будут платить пени, тем не менее свою вину они никогда не признают", - рассказал адвокат ОЗПП Александр Вагин.

После многочисленых судебных заседаний, точку поставил Верховный суд - постановил не только возместить деньги за сгоревшую машину и покрыть прочие убытки, но и взыскал с салона 200 тысяч неустойки.

Поддержали судьи и Галину Арсеневу, купившую квартиру в строящемся доме. Только вот сроки сдачи объекта, как это часто бывает, разошлись с прописанными в договоре.

"Когда полгода прошло, когда он должен был сдать дом, он нам дал дополнительный договор подписывать всем, что продляется строительство на полгода, но я его не подписала, я сказала, что мы с вами заключили договор, и вы обязаны его исполнить", - рассказала истец Галина Арсеньева.

Галина Васильевна подала иск о возмещение морального вреда. В итоге Верховный Суд признал: затягивание сроков строительства - законный повод для компенсации.

Председатель Калужского областного центр защиты прав потребителей Михаил Родин говорит: "До этого было частное определение по конкретному делу, суды могли им руководствоваться, но после утверждения обзора судебной практики, они обязаны руководствоваться этим и уже других решений просто быть не должно".

А Ольга Таякина из Барнаула судилась со своим турагентом. Женщина не смогла воспользоваться купленной путевкой - попросила вернуть деньги. В агентстве долго думали, но в конечном итоге выплатили клиентке лишь часть полученной от нее суммы - сказали, за вычетом процентов.

"Возможно, тоже махнула бы рукой, не стала бы связываться, как большинство, но меня возмутило очень резкое отношение, и я решила, что за свои права нужно видимо побороться", - рассказала Таякина.

Верховный суд разъяснил: поскольку деньги возвращены не в полном объеме и несвоевременно, это нарушает права потребителя. Да и, в принципе, никаких штрафов за отказ от тура быть не может.

И еще в Верховном Суде напомнили продавцам главное правило торговли - клиент всегда прав. Именно продавец, в случае конфликтной ситуации, должен доказать, что предоставил качественный товар или услугу. А если он сам не в курсе, чем торгует, от ответственности это не освобождает.

Напоследок

Научили на свою голову. Бывшие студенты юридической школы Нью-Йорка подали иск к собственному вузу, обвиняя администрацию в обмане. В частности, в завышенной статистике трудоустройств. По данным школы, это 90-95%, а истцы, которые хороших мест для себя не нашли, утверждают, что не больше половины выпускников получают постоянную работу. Кроме того, из-за неадекватно высоких зарплат, разрекламированных в начале обучения, молодые специалисты и вовсе в долговой яме. В среднем, по образовательному кредиту они должны вузу 120 тысяч долларов. А отдавать нечем. Пока в суде не решили, принять риск к рассмотрению или отклонить. Но юристы уже включились в дискуссию, полагая, что если бы такую рекламу делала себе обычная фирма, дело о мошенничестве все бы только поддержали.

Читайте также: