Криминальная хроника, зловещие пейзажи и высокое искусство — все смешалось на Фотобиеннале в Москве
Город на время стал центром притяжения лучших фотографов мира. И неудивительно - некоторым снимкам, которые привезли в Россию, уже десятки лет, но они продолжают вызывать жаркие споры и у критиков, и поклонников этого искусства.
Фото из полицейского протокола: тюрьма на колесах мотоцикла. Так в 20-е годы в Америке перевозили пьяных водителей. Рядом девушка элегантно умерла понарошку. Вещи вокруг тела - улики, которые не должен пропустить фотограф. Если он работает в полиции. Эти старые фотографии как доказательства - так кинематографично могли снимать полицейские только одного города. Лос-Анджелеса. Мекке кино.
"Эта традиция сохранилась до сих пор. В Лос-Анджелесе много полицейских фотографов, которые подрабатывают в киноидустрии. И им сложно перестроиться - отключить свой эстетический взгляд", - говорит куратор выставки Тобиа Безолла.
Все смешалось на заре золотой эры Голливуда. Режиссеры шли в фото-архивы перед съемками фильма. И сцены в декорациях стали напоминать реальную хронику. Штатные фотографы наоборот искали удачный ракурс и превратили эту хронику в настоящее искусство... Выставка – "Фото из полицейских архивов Лос-Анджелеса" объединяет в себе сразу две темы московской Фотобиеннале-2012. Америка и Кино. Третья - посвящена дороге. Во всех ее проявлениях.
"Это дорога. Это путешествие. Причем это дорога, если мы понимаем перемещение в пространстве. Это и перемещение во времени. Но это путешествие в воображаемом мире", - поясняет директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.
В свое время серия этих фотографий с улиц Нью-Йорка заставила зрителей посмотреть на себя глазами молодого Уильяма Кляйна. Едкий, репортажный взгляд на мир реальный - редакторам модных американских журналов - не понравился. Книгу издали только в Европе. Сегодня седой Кляйн - признанный гений фотоискусства. И по-прежнему не расстается с пленочным фотоаппаратом.
Его коллега - англичанин Мартин Парр до России в этот раз не добрался. Герои его репортажей, как и у Кляйна, - простые люди. 80-е. Англия. Средний класс на отдыхе. Чем-то напоминает современные Сочи или Геленджик. Кстати, непричесанная реальность Парра соотечественникам тоже не пришлась по душе. Сначала его критиковали. Теперь считают признанным мэтром.
Француженка Сара Мун сама когда-то работала фотомоделью. Потом снимала моду для глянца. Но в Москву она привезла свою страшную сказку. На улицах темного города черная шапочка - не путать с красной - спасется от встречи с волком. Зловещие городские пейзажи нарочно неузнаваемы. Но при разговоре с фотохудожником выясняется: есть тут и русский дух.
"Одна точно - Москва или Санкт-Петербург. По улице не могу сказать. Но точно Россия. Остальные Франция и Бельгия", - говорит фотограф Сара Мун.
Сказку о черной шапочке можно рассматривать целиком, как раскадрованный фильм. А можно наслаждаться черно-белыми фото по отдельности. Ведь искусство фотографии в том и состоит. Каждая из них в одиночку способна рассказать зрителю целую историю.