В Чехии разгорелся грандиозный скандал между сторонниками и противниками родов на дому
Впрочем, не все женщины с началом схваток спешат в клинику. Растет количество сторонниц домашних родов. Они часто заканчиваются гибелью ребенка. Но многие дамы - и в нашей стране, и за рубежом - все равно идут на этот риск.
На развивающем занятии для малышей Павел - единственный представитель отцовского сообщества. Но в компании молодых мамаш он ничуть не смущен. Отец юного Оливера знает все о своем ребенке с первой секунды его появления на свет. В тот день, когда жена рожала, Павел был, что называется, на подхвате у акушерок, которых семья пригласила на дом.
"Наилучшим местом для родов был наш дом. Мы чувствовали там себя в безопасности. У нас было две акушерки. Мы хорошо подготовились психологически, вооружились знаниями. И все прошло прекрасно", - рассказывает Павел Пешек.
Антонии 4 месяца. У Маркеты - это четвертая дочь. После первых двух решила: роды - это ведь так естественно, и с тех пор она рожает дома. Но появление в домашних условиях следующего ребенка под вопросом. Государственные клиники помощь на дому роженицам не предоставляют. Частным же акушеркам предложены невыполнимые условия для получения лицензий. А с 1 апреля за работу без разрешения миллионные штрафы. Маркета - одна из тех, кто обратился за помощью в Европейский суд по правам человека.
"Я тоже подписалась под заявлением в Страсбургский суд, потому что мне очень трудно было найти акушерку, которая согласилась бы мне помочь", - объясняет Маркета.
Ивана Кенигсмаркова - самая известная в Чехии активистка домашних родов. Еще недавно она была президентом ассоциации акушерок. 40 лет в профессии. С 2000 года принимает роды на дому. Но минувшей осенью женщина пошла под суд. Неудачный случай. Родившейся ребенок не дышал. Вызвали скорую. В реанимации его вернули к жизни, но последствия кислородного голодания не оставили ему шансов. Через 20 месяцев малыш умер.
"Министерство здравоохранения потребовало завести на меня уголовное дело. Я была осуждена на 2 года условно, на 5 лет меня лишили акушерской практики. И я должна буду выплатить 2 миллиона 700 крон - это затраты на лечение ребенка в больнице", - рассказывает Ивана Кенигсмаркова.
Выплаты более чем в 100 тысяч евро и отстранение от профессиональной деятельности - слишком строгое наказание за случай, который мог бы произойти и в роддоме, так считает адвокат акушерки. Кислородная недостаточность - одна из самых распространенных патологий у новорожденных.
"Мы подали в Высший европейский суд прошение о пересмотре дела пани Кенигсмарковой", - рассказывает адвокат Адела Горжейши.
Чешские медики поддерживают жесткие меры Минздрава в отношении домашних родов. В прессе ежегодно появляются сообщения о новых трагедиях.
На следующий день, после того, как осудили Ивану Кенигсмаркову, в этот пражский роддом на скорой привезли мертвого ребенка. Малыш, обмотанный пуповиной, задохнулся. В таких случаях обычно променяют кесарево сечение. Узнать же о проблеме можно, к примеру, с помощью ультразвука. Но ребенка мама рожала дома и подобной техники у нее, конечно же, не было.
Роддом потребовал завести уголовное дело. Но по горькой иронии судьбы через некоторое время в этой же больнице также погиб новорожденный при подобном же стечении обстоятельств.
"Разумеется, и в больнице, может неожиданно случиться трагедия. Дети и мамы погибают и в роддомах, но здесь есть возможность снизить риск до минимума", - считает руководитель родильного отделения Лукаш Роб.
Цифры статистики также говорят в пользу родов в клинике. По подсчетам ученых, сравнивавших результаты в Европе и США риск домашних родов выше вдвое. Исключением можно назвать лишь Голландию, где за каждой такой роженицей официально закреплена акушерка, а под окнами дома дежурит реанимобиль.