Чем чревата погоня за дешевизной — «Народная экономика» о сайтах-купонаторах
Предложение, от которого трудно отказаться или почему купоны с интернет-сайтов стричь нужно с осторожностью. Об этом "Народная экономика". Но сначала новости.
Конституционный суд защитил права демобилизованных военных, вынужденных снимать жилье. Компенсацию за квартирный вопрос до сих пор получали только те из них, кто встал в очередь на улучшение жилищных условий до января 2005 года. Для остальных - аренда за свой счет. Эту норму закона оспаривали двое бывших военнослужащих, ставших очередниками как раз после 2005-го (отслужив при этом немало) и переставших получать деньги на квартиру сразу по увольнении из армии. В итоге, подобные временные ограничения высший суд признал неконституционными, нарушающими принцип равных условий социальной поддержки. А конкретные дела должны быть пересмотрены.
У производителей машин и автодилеров есть пара месяцев, чтобы, по меньшей мере, запланировать изменения в системе обслуживания клиентов. Федеральная антимонопольная служба начинает мониторинг рынка, сомневаясь в обоснованности цен на сервис в дилерских центрах. Если перемен не будет, могут последовать наказания за нарушение антимонопольного законодательства. Предложения ФАС: разделить продажи и обслуживание автомобилей, чтобы запчасти можно было купить и у независимого оператора, равно как и отремонтировать у него машину по гарантии. Автодилеры ряд проблем признают, но ситуацию называют рыночной и просят чиновников обойтись без резких мер.
За год - плюс миллион человек. Эксперты констатируют расширение российского рынка интернет-торговли. Оборот 10 миллиардов долларов. Америку, впрочем, пока не догнать - там в 20 раз больше. Каждый пятый ходит в виртуальные магазины нечасто - максимум 4 раза за полгода. Настоящих же сетевых шопоголиков, совершающих 2-3 покупки в неделю, всего 2,5%. Но, к слову, с 2010-го четырехкратный рост. Лидеры продаж (тут ничего не меняется) - одежда и обувь. А вот покупателей бытовой техники в Интернете стало меньше, равно как и покупателей книг. Но это понятно - масса возможностей бесплатно скачать книги электронные.
Особняком стоит интернет-бизнес по продаже скидок. Так называемые сайты-купонаторы, предлагающие экономить буквально на всем: от стрижки до образования. Провоцируя, кстати, на незапланированные покупки. Но это полбеды. Иногда обещанный купоном товар или услуга и вовсе недоступны.
Сайты-купонаторы - золотые рыбки XXI века. Исполняют желания за ваши деньги. Главное здесь - не верить в сказку слепо, чтобы не остаться потом у разбитого корыта. Юлия Елякова поверила. Коттедж класса "люкс" в Финляндии, скидка на аренду - 70%. И в качестве бонуса - прокат велосипеда, моторной лодки, лицензия на ловлю рыбы.
"Я взяла купон, пришла в турфирму, отдала им деньги и купила путевку", - рассказала Юлия Елякова.
На следующий день Юля пришла за второй путевкой, для друзей. Но двери были закрыты. Еще надеясь, что отпуск не растает вместе с турфирмой, Юля позвонила в Финляндию. Оказалось, такие коттеджи действительно существуют, но акций с российскими фирмами нет. Девушка обратилась к администрации сайта, с которого распечатала бесплатный купон.
"Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы ситуация разрешилась максимально благополучно для наших пользователей. Поэтому со своей стороны мы им сейчас оказываем всяческую юридическую поддержку", - сообщил генеральный директор сайта-купонатора Максим Кондратюкин.
Юле помогли составить заявление в прокуратуру, но деньги за путевку не вернули. Сайт - лишь рекламная площадка, объясняют юристы, гарантий не дает. Это касается даже тех купонаторов, которые скидки не раздают, а продают. Правда, здесь сайт обязан вернуть хотя бы часть суммы. Какую - решит суд.
"Чтобы человек не попал в такую ситуацию, перед оформлением подобных купонов и, естественно, перед оплатой желательно позвонить лицу, которое будет предоставлять саму услугу, и узнать, действительно есть ли такая акция, какие там условия", - советует юрист Общества защиты потребителей Денис Ульянов.
Объединиться, чтобы купить товар одновременно. Получается оптовая закупка. Отсюда и скидки. Американскую идею российские продавцы доработали. Некоторые, прежде чем снизить цену, сначала ее повышают. Другие продают то, что залежалось. А третьи готовы обслужить подешевле только, когда других клиентов нет.
"Если вам в парикмахерской, скажем, была обещана стрижка со скидкой 60-70%, вы приходите, еще хотите, например, там мойку головы, это не значит, что она будет вам за те же 30% от стоимости", - поясняет юрист Общества защиты потребителей Денис Ульянов.
Еще один нюанс - срок действия купона. Он, как правило, указан в условиях акции. Кто не успел - тот опоздал. Но если услуга не оказана по вине продавца - к примеру, на курсах английского языка так и не появилось свободное место, то деньги за купон сайт должен вернуть. Терять пользователей невыгодно. От них напрямую зависит прибыль. Чтобы увеличить аудиторию, один из купонаторов даже разыграл скидку в 90-процентную на покупку квартиры в Москве.
"Все еще только строится, но мы уверены, что в ближайшем будущем, к концу этого года, квартира будет построена", - сообщил пиар-менеджер сайта-купонатора Дмитрий Баранов.
Победителей назвали еще осенью. Но пока ни один из них не решился внести свои 10% стоимости квартиры. А это от 200 тысяч до полумиллиона рублей. Не тот случай, чтобы доверять, не проверяя.
Сделай сам и еще доплати за это. Одна из турецких авиакомпаний, похоже, хочет вернуть своих клиентов в очереди на регистрацию. Для тех, кто оформляется на свой рейс через Интернет, введен дополнительный сбор: от 2 до 4 евро за распечатку посадочного талона. Все то же самое, но на стойке в аэропорту - бесплатно. Защитники прав потребителей уже выступили против нововведения, отметив, что оно противоречит и законам Турции, и международной практике.