В Рязанской области бывшие члены колхоза вынуждены выкупать свои же дома
Если все колхозное, что тогда мое или как квартирный вопрос испортил климат в одном рязанской деревне. Об этом "Народная экономика".
Но сначала новости
Медленно, но верно. Россияне привыкают к банковским карточкам - доля таких платежей в прошлом году выросла на 5%, и каждый пятый расчет теперь безналичный, что, впрочем, далеко не европейский уровень, где чуть ли не в любом кошельке и дебетовый, и кредитный пластик. Тем не менее наши банки набирают обороты - выдано уже почти 200 миллионов карт. Но активна лишь половина и с большинства просто снимается зарплата. Что, впрочем, тоже немаловажно. Минфин предлагает вообще сделать обязательным безналичный расчет работодателей с сотрудниками.
Иметь или не иметь. Социологи спросили у москвичей, готовы ли они отказаться от идеи покупки собственных квартир и жить обычными квартирантами, в съемном жилье. Так вот больше 75% сказали, что хотят быть все-таки собственниками. И лишь 7% - арендаторами. Остальные над квартирным вопросом пока не думали, но ответили, что когда он встанет всерьез, сравнят стоимость аренды с ценой потенциального собственного дома. Ну и решат, что выгоднее.
Жители деревни Моловка Рязанской области могут остаться без жилья
Для жителей одной деревни в Рязанской области выбор прямо сейчас стоит даже не между арендой и собственностью, а между собственностью и улицей. Это при том, что люди много лет живут, как им казалось, под своими крышами. Вот только по документам это не так.
20 лет назад это с трудом можно было назвать крышей над головой - крыши как раз не было, как окон и дверей. Теперь "коробка" пусть и не коттедж, но благоустроенный дом с газом, светом и водой. Многодетная семья Максимовых строила и не думала, что когда-нибудь он станет не их, а колхозным, а колхоз не родным, а частным.
Жительница Моловки Раиса Максимова поясняет: "На землю у меня документы есть, мы оформили землю в свое время, но дом на моей земле хотят признать собственностью ООО "Имени Карла Маркса".
Когда колхоз им. Карла Маркса в результате нескольких реорганизаций стал ООО им. Карла Маркса, дома его работников превратились в частную собственность сельхозпредприятия. Новые хозяева предложили жильцам их выкупить и намекнули - мол, для вашего же покоя.
"В прошлом году сказали: до декабря месяца заплатите за дома; если не заплатите, привезут молдаван, они будут жить здесь и за миску щей работать", - говорит житель Моловки, инвалид Чернобыля Александр Грика.
Цены за квадратный метр назначили разные - для тех, кто остался работать на сельхозпредприятии, 1,5 тысячи рублей; для тех, кто с колхозом расстался, - 2,5 тысячи. Инвалиду-чернобыльцу Александру Грика с одной стороны повезло - у него жена там доярка, но с другой - даже по льготной цене ее зарплаты в 5 тысяч никак не хватит на такую покупку. Кто мог - отправился в банк, за кредитом.
Те, кто выкупил свое жилье, а в основном это до сих пор работающие колхозники, на руководство не в обиде, а даже наоборот, благодарны, что оно помогло и кредит оформить, и невысокую цену предложить. Своих несговорчивых соседей ни они, ни начальство не понимает.
Региональный директор управляющей компании Владимир Барсуков возмущается: "Мы должны квартиры, то есть собственники ООО, подарить или отдать? Это несерьезно. Мы живем в правовом поле. Наверное, надо обратиться в прокуратуру, в суд".
Таких обращений, демонстрирует председатель, было уже два - и колхозное право собственности сначала подтвердил районный суд, потом областной. Но у юристов, привлеченных обездоленной стороной, все равно много вопросов. Например, им в руки попал акт 2004 года, по которому развалившийся кооператив передает имущество ООО - в нем жилой фонд не фигурирует. Так почему на суде в 2006 году в этом же акте квартиры уже появились? Или почему в 90-е годы собственность оформили без экспертизы БТИ?
Эти сомнения должна развеять или подтвердить прокуратура - сельчане теперь решили искать правду там. Но пока власти наблюдают за развернувшимися в колхозе баталиями со стороны. В местной администрации в случае чего готовы помочь жителям, но с оформлением земли под уже выкупленными домами, а пока их собственником тут считают бывший колхоз.
Между тем жилищный вопрос разделил деревню Моловка на два лагеря. Людмила Александровна заплатила за свою половину дома, а ее соседка Раиса Александровна уверена, что вторая половина и так принадлежит ей по праву. Женщины долго спорили, к единому мнению так и не пришли, а потом вообще перестали ходить друг к другу в гости.
Напоследок
С любимыми не расставайтесь. Не создавайте проблем сотрудникам отелей. А то вот в британских гостиницах жалуются, что за год им пришлось отправить 75 тысяч посылок с забытыми плюшевыми постояльцами - медведями, чьи хозяева не только дети. По опросам, 35% взрослых британцев берут с собой любимую игрушку в деловые поездки, чтобы напоминала о доме. Причем, мужчины более сентиментальны. 15% считают медведя другом и делятся с ним секретами. Кстати, средний возраст такого друга 27 лет. И за все годы - ни слова критики. Даже если его забыли в отеле.