В Москву привезли уникальные снимки
На них - послевоенная Италия. Уставшим от разрухи жителям еще не до высокой моды и шика. Так что фотографы запечатлели страну без всяких прикрас. Впрочем, по словам посетителей, именно в этом вся прелесть этих кадров.
Поначалу даже непонятно: что здесь такого уникального. Повседневность. Рыбаки на берегу: отдыхают, чинят сети. Городская улочка: дети ходят, женщины торгуют. Где итальянские страсти?
"После 50-60-х годов пойдет, пойдут папарацци и пойдет такая "дольче вита", гламурная жизнь. А это очень короткий период времени, когда показывали простых людей. Показывали то, во что превратилась Италия после войны", - поясняет куратор Центра фотографии им.братьев Люмьер Татьяна Гущина.
По большей части - в руины. Не в прямом смысле, так в экономическом. Разруха, упадок, бедность. Но находится некая "Фриульская группа новой фотографии". Они хотят снимать именно это. Показать трагедию своего народа. И называют это неореализм: документальный фильм в одном фотокадре.
Сама идея неореализма в том, чтобы не приукрашивать действительность. Показывать ее такой, какая она есть. Пусть иногда грубая, пусть не всегда изящная, но это не значит, что в ней не может быть красоты, любви и поэзии. Как раз это и зафиксировал пристальный взгляд фотографов на послевоенную Италию.
А она так похожа на послевоенный Советский Союз. Обе страны пережили потрясения одного порядка. Смотришь на фото Апулии или Умбрии – видишь колхозы средней полосы.
Редкая возможность: увидеть свою послевоенную страну, вглядываясь в чужие лица. В Советском Союзе, конечно, тоже был реализм. Социалистический. И на фото наши "лица простых тружеников" были куда как лощёнее.
"Такие вот, репортажные, в газетах, в журналах появиться не могли. Там всё должно было быть отрежиссировано. А мы здесь сейчас смотрим подлинную жизнь", - говорит фотограф Владимир Лагранж.
110 моментов подлинной жизни. 10 лет в истории Италии: от горя через надежду к свободе и красоте. Их реставрировали три месяца. В Москву фотографии прислали в первозданном виде.
Синьор Дзанарди Ланди сознаётся: в паре фотографий узнал себя. Своё детство. Итальянский посол вырос в небольшом городишке. Где такие же узкие улицы и такие живые лица.
"На снимках эмоции и характеры, каких мы сегодня уже не встретим. Лица людей из разных городков отличаются так же, как отличались их диалекты в то время. Сейчас такого нет, у нас у всех одно лицо – глобализация", - говорит Чрезвычайный и Полномочный посол республики Италия в РФ Антонио Дзанарди Ланди.
Это не та Италия, которую привыкли видеть русские туристы. Но это та страна, которую русскому легко понять. И похоже, в центре Москвы можно взглянуть на Италию, которую давно не видят даже сами итальянцы.