Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
16 февраля 2012, 14:01

Волна самоубийств среди школьников заставила психологов искать новые способы борьбы с этой бедой

Они призывают педагогов и родителей пристальнее следить за душевным состоянием подростков и помогать решать их проблемы, которые возможно даже кажутся взрослым несерьезными, в самом начале. В Новосибирске для таких целей создали специальный центр.

Ольга Щербинина не предполагала, что ее 12-летней дочери может потребоваться психологическая помощь. Всегда любопытная и активная, Соня за последний год сильно изменилась. Стала очень замкнутой, прекратила общаться со сверстниками. Когда ее спрашивали, что случилось, в ответ просто молчала. Рассказывать начала только в кабинете психолога: я больше не хочу ходить в школу. Не хочу участвовать в постоянной негласной борьбе.

"И борьба не очень честная - все ставят подножки. Хотят быть хорошими, а врут. И очень часто ведут себя по-хамски, дерзко, стервозно. Я адаптировалась - я с угла, меня никто не видит и не должен доставать. В принципе меня это устраивает, но всем хочется докопаться - почему она такая, тихая", - рассказывает Соня.

"Класс наш состоит из девочек-лидеров сильных. Поэтому они не всегда дружны. Каждая яркая индивидуальность, и они соперничают. И мне в голову не приходило, что часть проблемы лежит в этой области", - говорит Ольга Щербинина.

Сейчас Ольга планирует перевести дочь в другую гимназию. Главная задача психологов, которые работают в кризисных кабинетах для подростков - помочь и школьникам, и их родителям найти выход из сложных ситуаций, которые в любой момент могут стать критическими. Идея открыть такие центры появилась после того как в октябре прошлого года в одном из поселков Новосибирской области в течение месяца свели счеты с жизнью сразу три подростка. Сначала полагали, что ребята попали в секту. Но психологи выяснили: к суициду подтолкнула несчастная любовь.

"Этот юноша был кумиром в своей среде, и последующие пошли по подражанию. И это то, чего мы всегда боимся. Есть такой механизм манипулирования у подростков, и тут нужно быть чуткими родителям и внимательными", - говорит главный детский психиатр Новосибирской области Валентина Макашева.

Как выявлять подростков, которые могут попасть в так называемую "суицидальную группу"? В службе психологической помощи стараются взаимодействовать со всеми, кто ежедневно общается с детьми - врачами, учителями, соцработниками, инспекторами по делам несовершеннолетних. Психологи подчеркивают: эффективность профилактической системы в целом зависит от каждого, кто ее формирует.

По инициативе службы психологической помощи в регионе начал работать детский телефон доверия. В любое время подросток или ребенок может позвонить по этому номеру и поделиться тем, что, его беспокоит.

В одной из новосибирских школ в качестве эксперимента организовали "службу примирения". Ее задача в том, чтобы сами подростки выявляли и помогали решать проблемы своих одноклассников. Для этого, например, проводят психологические тесты. Впрочем, иногда, говорят ребята, достаточно просто быть чуть внимательней к тому, кто сидит за соседней партой.

"Мы же не только учимся решать чужие конфликты - сами становимся менее конфликтными. Если конфликт возникает - умеем сгладить, чтобы не разрастался", - говорит ученица школы №13 Даша Понедельникова.

Чтобы стать сотрудником службы, нужно пройти конкурсный отбор. Как правило, из 20 претендентов остается два-три человека. Разбирать по полочкам чужие проблемы их обучают на тренингах. Важнейший принцип - конфиденциальность. Работу службы курируют социальный педагог и научный консультант, с которыми ученики регулярно обсуждают причины современных школьных конфликтов. Одна из главных - социальные сети. Виртуальная жизнь все чаще подменяет подросткам реальную.

"Могут происходить целые трагедии человеческие в этом виртуальном мире. Они могут группироваться друг против друга, дружить против кого-то. Это целая проблема", - отмечает научный консультант "Службы примирения" Евгений Гребенкин.

Об этой проблеме зачастую не знают родители. Точнее, многие даже не догадываются, что виртуальный мир может стать проблемой. По словам руководителя службы психологической помощи, главное - вовремя научить детей противостоять агрессии как в жизни реальной, так и сетевой.

"Его будут дразнить, он может конфликтовать, его могут преследовать, он может подвергаться разным агрессивным факторам. Родители должны понимать, что ребенок должен иметь навыки преодоления этих ситуаций", - предупреждает главный детский психиатр Новосибирской области Валентина Макашева.

Впрочем, самим родителям помощь психологов зачастую нужна не меньше, чем подросткам. Когда 13-летняя дочь Светланы сказала, что не хочет больше жить, женщина просто не знала, как ей на это реагировать.

"Просто пропало желание жить. Естественно, из нормальной обстановки это вырывает - не знаешь, что делать. Знакомым, друзьям начинаешь звонить - подсказали, что в Новосибирске есть такой центр", - рассказывает Светлана Ромак.

Записала дочку на прием через интернет - у учреждения есть свой сайт. Ходят сюда уже полгода. Сейчас у Кати все хорошо. Однако, утверждают психологи, никогда нет 100-процентной гарантии, что кризис в семье не повторится. Поэтому каждого ребенка стараются контролировать и после того, как он перестает посещать диспансер.

"Врач-психиатр работает с семьей и понимает: в данном случае надо выйти на взаимодействие с образованием, социальной защитой - если есть такая необходимость, это может быть и здравоохранение", - говорит заведующая отделом социально-правовой помощи новосибирского детского психоневрологического диспансера Елена Тарасенко.

Сейчас в регионе стоит задача - сделать помощь детской психологической службы максимально доступной и в районах области. Уже работают мобильные бригады, которые выезжают даже в отдаленные поселки. Скоро кризисные кабинеты для подростков должны открыться в каждом районном центре.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей