Пензенской отшельницей прозвали 82-летнюю женщину, которая одна живёт в целом селе
Только весной в Леонидовке появляются дачники, а всю зиму не души, а ещё ни дороги, ни газа, не водопровода. Только свет с перебоями. При этом пенсионерка не унывает и в город не хочет.
Глухую тишину обезлюдившей деревни нарушают только ее шаги. Валентина Сергеевна Елизарова или баба Валя, как ее называют разъехавшиеся дачники, в Леонидовке зимует одна. Родственники - далеко, а случайные гости бывают так редко, что, завидев посторонних, даже пес Кузьма бросается, словно в объятия.
В добротном деревянном доме, который строил еще отец, Валентина Сергеевна прожила почти всю жизнь. В молодости пробовала устроиться в городе. Вернулась, говорит, "не ее". А теперь уж точно никуда не уедет - ведь тогда родная деревня окончательно опустеет.
"Я не боюсь. Дрова есть, вода есть, самое главное - дрова", - говорит Валентина Елизарова.
В свои 82 она по-прежнему лихо заносит топор. Заготовив дрова на день, тут же отправляется за водой - полкилометра под гору. Сегодня - уже в пятый раз. Она готовится к "большому снегу": в метель к реке не подобраться. А ведь еще есть хозяйство - четыре козы, которых кормить, доить. Видимо, помогает подготовка. 30 лет Елизарова укладывала шпалы на путях.
"Придешь с работы, бывало, как кинешься на печку на горячую - и не помнишь, как до ужина уснешь. Некогда было с женихами!" – рассказывает Валентина Елизарова.
Дачник Виктор Храмкин, как и многие коренные леонидовцы, перебрался в город еще в 90-е, когда работы на селе не стало. Уже несколько лет в свой дом он наведывается только летом, если дорогу не размоет.
Здесь под снегом практически нет никакой дороги, так что если совсем не заметет, добраться до Леонидовки зимой даже проще, чем в любое другое время года. Отсюда до станции - 3,5 км, до Пензы - чуть больше 10. Природа - красивейшая, глушью село не назовешь. Но чтобы заново обжить эти места, слишком многое придется исправлять.
С перебоями со светом, без газа и даже без своего магазина Леонидовка уже третье десятилетие стоит, как деревня-призрак. Дачники, вроде бы, и не прочь переселиться сюда, но пока не торопятся - в городе комфортнее. А в сельсовете разводят руками: своих денег в районе нет, а федеральные - давно потратили на столбы и дорогу. Без особого, впрочем, эффекта.
"Перспективы там просто нет. Потому что жилых домов там практически нет, ради одного человека везти туда газ - это просто нереально", - объясняет глава администрации Леонидовского сельсовета Ольга Булатова.
Но Валентину Сергеевну это, кажется, не заботит: она всю жизнь без газа жила. Жалеет только об одном: подруги-соседки по весне не стало, не к кому теперь на чай заглянуть. Раз в неделю ходит на станцию за продуктами. И хоть там ее все знают, сама Валентина Елизарова общается не с каждым.
Не понимает она и городских. Как можно жить в Пензе, когда вокруг - такая красота?
"У нас тут летом - рай. И лес, и речка, кругом зелень и вода все. Куды только уезжают отсюда, зачем?" – не понимает Валентина Елизарова.
По вечерам с кошками и телевизором, который пусть с помехами, но все-таки, связывает Леонидовку с "большой землей", баба Валя думает о будущем. Говорит: еще немного, и весна. А там, глядишь, и младшая сестра из далекой Казани приедет с правнуками.