«Народная экономика» об опыте Чехии, где безработным денег теперь просто так не платят
Хочешь пособие - бери метлу. В Чехии безработных "приговорили" к общественно полезным работам. Но сначала российские новости.
Ограничить в правах наличность. Очередной виток дискуссии на эту тему подтолкнул министр финансов. Антон Силуанов накануне сообщил, что на бумажные купюры у нас приходится четверть всех расчетов. А на Западе, в странах с развитой экономикой, процентов 10 - не больше. И если крупные покупки, равно как и все зарплаты проводить через банковские счета с помощью тех же карт, то наверняка и налоги бы собирались лучше, и теневой сектор сократился. С этим эксперты не спорят, но многие, в том числе и госчиновники, против навязывания банковских услуг. Должна появиться привычка рассчитываться картой. И для начала во всех магазинах нужно поставить терминалы, а даже в Москве они не везде. Мелким продавцам виртуальные расчеты пока не выгодны. Комиссия, которую они платят банкам, у нас как минимум втрое выше, чем в Европе.
23,5 тысячи долларов - столько, в среднем, стоила в прошлом году новая легковая машина, проданная в России. Это рекорд. Цена почти на 5,5% выше, чем в 2008-м, пока самом удачном для авторынка, году. Если же считать в рублях, цена подскочила без малого на четверть. Но все в рамках инфляции: за три года она составила 25,5%. К слову, эксперты, которых цитируют "Ведомости", полагают, что средняя машина могла бы быть дешевле, если бы не сами покупатели. Продавцы повысили рублевые цены процентов на 7, максимум. Но клиенты выбирали самые современные и более дорогие машины. Четверть от всего проданного - премиальные бренды. Такого раньше не было.
Если помощь, то адресная. В Москве хотят изменить практику выплат ежемесячных пособий на ребенка. Речь о деньгах, положенных семьям с доходом ниже прожиточного минимума, а в столице это чуть больше 9 тысяч рублей на человека. И судя по числу получающих пособия, чуть ли не каждая вторая семья таких денег не зарабатывает. По официальной же статистике, малообеспеченных в городе не больше 11%. Законопроект, который уже прошел два чтения в Мосгордуме, предполагает, что родителям придется объяснить свои низкие доходы. Список уважительных причин пока не составлен, но в него точно войдут уход за детьми до 3-х лет или инвалидами, потеря работы, задержка зарплаты и нетрудоспособность самих родителей. Если адресность поможет сократить общие выплаты, то сами пособия, а сегодня это 800 рублей на ребенка, могут возрасти.
В Чехии радикально реформировали систему выплат пособий по безработице. Минимум 200, максимум 600 евро (все зависит от зарплаты на последнем рабочем месте) теперь так просто не получишь - деньги придется отрабатывать общественной нагрузкой.
Реформа министерства труда - одна из самых обсуждаемых после Нового года тем в чешской прессе. Главное новшество, которое поддержало все работающее население, касается тех, кто сидит дома без дела. Полмиллиона безработных. Для небольшой Чехии - это целых 8%. Государственный долг растет. И содержать тех, кто пусть и не по своей воле не имеет рабочего места, считают здесь расточительным.
"Пособия как таковые сокращать мы не будем. Но отрабатывать их придется. Безработные будут задействованы там, где это в данный момент необходимо обществу", - заявила представитель министерства труда Чехии Виктория Пливова.
Желающие получать пособие 20 часов в неделю будут заняты на общественно-полезных работах. Уборка городских территорий и мест общего пользования, уход за больными в государственных клиниках, обслуживание культурных мероприятий. Безработных призовут и на помощь полиции. Один из вариантов, к примеру, обеспечивать безопасный переход школьников через проезжую часть. Мнения рядовых чехов на этот вопрос разделились.
"Конечно, это хорошо. Они должны заслужить эти деньги. Нам ведь они нелегко достаются", - считает девушка.
"Я одобряю. Это будет для них дополнительным стимулом к тому, чтобы найти работу. Сейчас много тех, кому нравится ничего не делать", - рассуждает молодой человек.
"Безработица - это страшная вещь. Никому не пожелаешь. Этим людям тяжело, и я против подобных экспериментов", - заявляет женщина.
Петра продавала в магазине обувь. Месяц назад ее уволили. Теперь девушка снова в поиске. Но пока безрезультатно. Сейчас она получает 65% от своего прежнего заработка. Через несколько недель эта сумма сократится еще на 10% и, возможно, ей придется взять в руки метлу.
"Не знаю, захочу ли я быть занятой на общественных работах. Но я должна буду это делать, если не найдется что-то подходящее для меня", - говорит Петра Дворшчакова.
Представители старшего поколения готовы смириться, ведь для них на рынке труда не много вакансий.
"Людям, которым уже за 50, очень трудно найти работу. Пока дело не дошло до биографии, все в порядке. А как напишешь год своего рождения, сразу начинаются проблемы", - рассказывает Йиндржик Лиеман.
Еще одна причина, по которой было решено ввести новые правила - отсутствие мотивации к поиску работы у тех, кто получает пособие по безработице. Томаш живет на эти деньги уже полгода, но ради того, чтобы освободить себя от общественной нагрузки, решил пожертвовать господдержкой.
"Надеюсь, что я успею найти что-нибудь, прежде чем меня заставят подметать улицы. Это ведь унизительно", - считает Томаш Грунд.
На некоторых не действуют даже обещание увеличить выплаты за активность на общественном фронте.
Но в условиях европейского кризиса кто не работает, тот теперь не ест. Те, кто откажется от предложения потрудиться на благо общества, автоматически выметается из списка получателей пособия. Времена, когда на эти выплаты можно было просто жить, прошли. Страны Старого света затягивают пояса. И упрекнуть авторов реформ сложно. Вы хотели работу, мы вам ее даем.
С деньгами в кармане в горах не замерзнешь. Потому, что они хорошо горят. Американский пенсионер Ким Ен Чун потерялся во время восхождения на один из склонов национального парка Маунт-Рейнир и 50 часов провел в снегах, сжигая все, что было под рукой - от найденного мусора до личных вещей. В ход пошли не только бинты и носки, но даже зубная щетка. Ну а сам огонь бывший солдат, воевавший во Вьетнаме, разжег с помощью бумажных долларов. Сколько их было - не сообщается, но жизнь, в любом случае, дороже.