В Липецкой области открылся первый в России центр реабилитации для зэков
Главная задача, чтобы, выйдя на свободу, люди нашли своё место, а не вернулись обратно, за колючую проволоку.
За долгие годы, что Даниил Власов живет в заключении, он даже не помнит, как включать стиральную машину.
"В местах лишения свободы давно - уже почти 8 лет. Я подзабыл как. Показать, конечно, это нужно", - говорит осужденный Даниил Власов.
В Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области увидели такой центр в Германии и решили провести эксперимент в России.
Постоять на гальке, потом на камнях, и уже потом в ящике с песком, - чтобы сравнить ощущения и почувствовать свободу пятками. Родион, закрывая глаза, делится со специалистом переживаниями. Психолог липецкой исправительной колонии номер 6 Владимир Поздняков проводит занятие с осужденным.
"Здесь люди находятся только лишь потому (ну и не только), что они имеют ряд психологических проблем, которые они не смогли решить самостоятельно и вовремя. И наша задача – помочь им разобраться именно в этих проблемах", - говорит начальник психологической лаборатории ФБУ ИК №6 Владимир Поздняков.
Кроме занятий с психологом, ещё медитация - чтобы снять стресс и агрессию, и рисование, так называемая арт-терапия. Комнаты здесь как в гостинице, двухместные или трехместные, есть кухня.
Приготовление борща – это тоже занятие. Максим Дегтярев никогда не умел готовить. Теперь приходится учиться.
"Я выйду, я там буду практически один. Ну, может, найду девушку по освобождению, там уже и будет попроще. Но пока буду один жить, буду сам готовить", - говорит осужденный Максим Дегтярев.
Чтобы попасть в центр, нужно пройти отбор. Почти все здесь имеют приличные сроки: кто за убийство, кто за хранение и сбыт наркотиков, но осуждены только один раз. В местах лишения свободы это имеет значение. Кроме того, - в центр реабилитации попадают за примерное поведение. Но только те, кто должен освободиться досрочно через несколько месяцев. Но от работы здесь никого не освобождают - несколько часов в день пациенты центра шьют обувь. И соблюдают такой же режим, как во всей колонии. Главное, что в этом центре подход - индивидуальный.
"В обычном отряде, как правило, находится 80-100 человек. И работает, как правило, один начальник отряда и только специалисты по линиям служб. Здесь же годовой цикл их будет готовить к одному - условно-досрочному освобождению", - отмечает начальник УФСИН РФ по Липецкой области Александр Шишкин.
Кроме Германии, подобные центры есть ещe в нескольких западных странах. И, по словам сотрудников Управления Федеральной службы исполнения наказаний, те, кто прошел курс там, после выхода на свободу больше не совершали преступлений. Какой результат будет в России, - покажет время. Эти заключенные выйдут на свободу через год.