Тончайшие кружева снова на пике моды
В современном мире, где много деловых женщин, старинным украшениям отводится совершенно особая роль. Но кружева теперь не только носят, но и коллекционируют, как нечто из области высокого искусства.
Могли ли себе представить итальянские кружевницы, что спустя пять столетий их узоры станут копировать самые известные кутюрье мира, добиваясь при этом точь-в-точь такого же молочно-бежевого цвета - а-ля Венеция XVI века. Тончайшую льняную нить днем и ночью крутили маленькими пальчиками семилетние девочки на самых нижних этажах венецианских домов, задыхаясь от кашля в невероятно влажной атмосфере - непременном условии для придания кружевной сетке нужной мягкости. Это полотно - гордость итальянского коллекционера Арнальдо Капраи, который в свои 80 лет имеет 24 тысячи кружевных экспонатов - от средневековья до современности - и возит их по всему миру.
"В XVII-XVIII веке кружева были настолько дороги, это было настолько трудоемкое производство, что они продавались на караты, как алмазы", - рассказывает куратор выставки "Коллекция кружев Арнальдо Капраи" в Музее современного искусства России Алексей Лобанов.
Носить их позволяли себе только очень богатые люди. Причем мужчины обожали их не меньше женщин. В России состоятельность невесты определялось количеством кружевных изделий в приданном, а для плетения - очень модной европейской забавы XVIII-XIX веков - девушкам дарились принадлежности из золота, драгоценных камней и слоновой кости. Впрочем, судя даже по громким свадьбам этого года, традиции мало изменились. На невесте английского принца Уильяма Кейт Миддлтон - платье с рукавами из нежнейшего кружева. А известные модные дома предлагают в своих коллекциях самые необычные новинки - от сумочек до шорт. И даже сугубо деловые женские костюмы дизайнеры сегодня разбавляют кружевными деталями.
"Кружево - это ровно та ткань, которая облачая женщину, даже пусть она остается такой же бизнесвумен, все-таки делает ее мягче и привлекательнее для мужчин", - уверена эксперт моды Юрате Гараускайте.
И уж по-прежнему кружево на первом месте у кукольников. Елена Головина, чтобы одеть своих зайцев и котов, специально ходит по блошиным рынкам, покупая за большие деньги совсем небольшие лоскутки старинных кружев. Только такой материал - на шляпках, панталонах и даже туфельках фарфоровых модниц - котируется среди мастеров. Елена признается, и сама бы не прочь одеться в кружево. Да вот среди людей ее профессии это небезопасно!
"Все свои мечты по поводу кружевных нарядов, я воплощаю в нарядах дочки. Когда мы бываем с ней на выставках, кукольники, подходя к ней, говорят: "Девушка, а вы не боитесь ходить в таком наряде здесь, вы не боитесь, что вас по кусочкам разберут?" - рассказывает кукольный мастер Елена Головина.
Нарядиться в кружево и самой стать куколкой - мечта всех девочек Тутаевской городской школы. Здесь один из любимых предметов - возрождение Романовского кружевного промысла, которым славились эти места в XVIII веке. За кипенно-белым романовским кружевом - тоже невероятно дорогим - купцы приезжали со всей России. А сегодня его узоры - на воротничках и фартуках учениц. Огорчает только одно: сильный пол на их работу даже не смотрит.
72-летний Юрий Стулов из Нижнего Новгорода с тутаевскими мальчишками категорически не согласен. Кружевоплетением в стиле фриволитt бывший конструктор подводной лодки занялся после тяжелой болезни. Врачи сказали: не будешь разрабатывать пальцы - потеряешь руку. И Юрий начала изучать советские журналы "Сделай сам". Сегодня он не просто делает сам, а ведет кружок, и учит детей логическим узорам, терпению и усидчивости.
"Успокаивает нервную систему, снимает стрессы, с работы придешь, часочек-два после ужина сядешь, поплетешь и успокоишься. И даже решение вопросов, которые я не мог решить на работе, я за плетением решал некоторые вопросы технические", - рассказывает любитель кружевоплетения из Нижнего Новгорода Юрий Стулов.
Более того, Юрий стал местным законодателем мод. И может уверенно сказать, какие воротники, шляпки и перчатки сейчас на пике, а какие уже устарели. Самое интересное, что его кружевные работы не противоречат общемировым тенденциям. А в чем-то даже и опережают самые смелые фантазии в мире высокой моды.