В тайге начался сбор кедровых шишек
Снег по колено, трескучий мороз - самое время собирать урожай. Созревавшие в течение трех лет кедровые шишки, наконец, можно снимать с могучих деревьев.
Примерно раз в неделю Сергей Васильевич с сыном и зятем отправляются за 10 километров от своей деревни на сбор урожая. Комаровы остаются в тайге на 2-3 дня, чтобы найти как можно больше мест, где обильно растет кедр. Шишки - на самых верхушках. Чтобы их достать, приходится забираться на высоту до 30 метров - сначала по лестнице, затем по довольно тонким веткам. Шишки сбивают специальной рогатиной или обрывают руками, если есть возможность дотянуться. Те, кто внизу, собирает их в мешки.
Подобного урожая в Еврейской автономной области не было больше 10 лет. Поэтому и шишкарей - так здесь называют сборщиков - в этом году в тайге много. Риск упасть с высоты этих людей не останавливает. Для собственных нужд шишки можно собирать в неограниченном количестве. Но, как правило, все идет на продажу.
Кедровых шишек только за один день можно собрать несколько мешков. Но нести их в деревню в таком виде невыгодно. Слишком много ненужной шелухи. Главный трофей - небольшой орешек. Поэтому прямо в тайге шишки очищают и с собой забирают только семена.
Обработку проводят на самодельном станке из нескольких бревен. По шишкам бьют палкой, шелуха слетает, а орехи проваливаются в щели. Затем все это нужно несколько раз просеять. Из пяти мешков шишек обычно набирается один мешок готового продукта.
Сырье сдают только мелким оптовикам. Но сейчас предложение превышает спрос. И за килограмм орехов скупщики готовы давать не больше 70 рублей. Свой урожай Ольга Ушакова так и не смогла продать. Мешки лежат в подсобке - орехами лакомятся птицы. "Жалко отдавать труд-то свой. И некуда сбыть. Дали бы хорошую цену, хотя бы рублей 100. Нынче столько ореха заготовили, в каждом дворе наверно орех есть", - говорит Ольга Ушакова.
Сейчас орехи в промышленных масштабах заготавливают крупные лесхозы - только для пополнения семенного фонда и сохранения хвойных. Хотя раньше на базах принимали большие партии сырья на реализацию и от населения.
"Приемные пункты были во всех поселках. Масло производилось кедровое, которое ценилось везде, это стратегическое сырье, можно сказать", - говорит специалист лесхоза Михаил Зимирев.
Кедровые орехи урожая этого года, а это без малого 500 тонн, без потери пользы и вкуса могут пролежать пару лет. За это время, надеются сборщики, крупные предприятия вновь начнут принимать "стратегическое сырье" от сельских жителей. Местные шишкари даже готовы оформить лицензии на их сбор.