В правах и обязанностях коллекторов разбиралась «Народная экономика»
Клиент не всегда прав или какие выводы сделал высший Арбитражный суд, проанализировав споры заемщиков и кредиторов? Об этом "Народная экономика", но сначала новости.
Автодилеры попали под расследование. Федеральная Антимонопольная служба отреагировала на жалобы на высокую цену техобслуживания машин на гарантии - "Российская газета" пишет о первых результатах проверок ФАС. Автопроизводители хоть и говорят своим клиентам, что можно пользоваться услугами разных центров, но права выбора не оставляют. Предупреждают о риске потери гарантии, если ремонт будет вести не официальный дилер. В итоге в конкретной мастерской цены выше, чем по рынку, а в независимых центрах дефицит оригинальных запчастей - не так просто получить их прямо с завода. Антимопольная Служба предлагает производителям сотрудничать со многими сервисными центрами, где есть необходимая техническая база и опытные работники. Ну а если эта идея останется без ответа - ФАС продолжит расследование. За необоснованный доступ к услугам, навязывание невыгодных условий и монопольно высокие цены штраф до 15% от оборота компании.
Старый долг жизнь коллекторам портит. Эффективность взыскания просрочек в этом году снизилась в разных агентствах от 10 до 30% процентов. При том что долгов они получили от банков в полтора раза больше, чем год назад. Но дело в возрасте задолженности.
Особенно это заметно по автокредитам - 450 дней было в 2010 году и 810 дней в 2011 году. Понятно, что клиент, так долго не плативший кредиторам, - сложный. К тому же подчас доля основного долга меньше начисленных процентов и штрафов, что также не вызывает желания у заемщиков расплатиться немедленно.
Но, по крайней мере, законность передачи коллекторам проблемных долгов теперь уж не поставишь под сомнение. Высший Арбитражный суд признал, что права потребителей это не нарушает. Расставлены точки и в ряде других спорных вопросов кредиторов и заемщиков.
Вас беспокоит коллектор. К такому звонку должен быть готов каждый, у кого есть просроченный долг перед банком. Коллектор - в этом конфликте третье лицо, но его вмешательство вполне законно. Даже если должник не в курсе. Вывод Высшего арбитражного суда весомый аргумент в пользу банкиров. А им в последнее время часто приходится отвечать на иски клиентов, чьи дела теперь в руках профессиональных взыскателей долгов.
"Коллекторы берут на себя обязательство выполнить определенную работу за определенное вознаграждение. И вознаграждение это платит банк, а не клиент", - говорит вице-президент банка Наталья Николаева.
А вот добросовестный клиент всегда прав, если хочет досрочно погасить заём. По автокредитам и ипотеке у продавших свою старую машину или квартиру, есть такая возможность. Но выходит себе дороже. В договоре с банком или мораторий на преждевременный возврат или штраф - до 2% от выплачиваемой суммы. Это нарушает права потребителей написано в обзоре высшего арбитража.
"Есть такое понятие в гражданском праве - ответственность. Если гражданин, что-то нарушил, а банк потерпел убытки вследствие этого, то он может быть привлечен к ответственности, а убытки взысканы с гражданина. Нельзя брать штраф за досрочный возврат кредита. Ну что здесь нарушается? Здесь кредит отдают банку досрочно, он должен быть даволен", - говорит заместитель руководителя аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ Андрей Егоров.
Права потребителей ущемляют и так называемые двойные они же сложные проценты. Тут внимание на кредитный договор. Заемщику в нем предлагают, в случае проблем с выплатами, оформить еще один кредит. Чтобы рассчитаться Вот только новые, и чаще более высокие проценты начисляются на сумму основного долга, уже умноженные на старые проценты. И задолженность растет в геометрической прогрессии. Новый кредит, подчеркивают в высшем арбитражном суде, не может быть навязан. А выдан только по личной просьбе заемщика.
"Человек подписывает бумаги, не думая о последствиях. Что ему говорили, мы не знаем. Вполне возможно, ему добросовестно все разъяснили какие будут последствия, а может, его и обманули - ты подпиши и тебе будет от этого лучше", - отмечает финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Есть в обзоре суда и ответ, кто виноват, если платеж по кредиту вовремя не дошел. Речь об электронных переводах - через терминалы, банкоматы. Если в договоре указано, через какие конкретно можно гасить кредит, тогда задержка - проблема банка. Но если выбор способа платежа за заемщиком, ему и отвечать рублем за не дошедшие деньги. Ну а если спор вдруг дойдет вдруг до суда, теперь понятно и где судиться.
Ответ на этот вопрос есть в законе о защите прав потребителей. В нем сказано - у потребителя есть возможность самому выбрать суд. Дословно - исходя из критерия удобства. Так что в случае конфликта никаким договором банк не обяжет, скажем, жителя Владивостока приезжать за тридевять земель на заседание в столичный суд. Диктовать условия будет заемщик.
Решение Высшего Арбитражного суда как установки для юристов, решающих споры кредиторов и заемщиков. Банки не обязаны их исполнять, хотя практика показывает - прислушиваются. Но в любом случае, затевая суд с банком, эксперты советуют задуматься - стоит ли игра свеч. Без специальных знаний и в одиночку ввязываться в борьбу с юридической машиной банка рискованно.
"Дело можно проиграть. Он пошел судиться за маленькую сумму, а банк ему потом может выставить свои расходы на адвоката, пошлины и так далее. Соответственно, человек мало того что не выиграет, он попадет еще на очень серьезные деньги", - говорит ведущий юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов.
За поддержкой обратиться можно в прокуратуру или в Роспотребнадзор, где, к слову, заявляют, что больше 80% дел в судах сегодня решают в пользу заемщиков.
Никакой самодеятельности. Штраф в 20 тысяч фунтов ждет всех, кто сдаст свое тело под рекламу на время олимпийских игр в Лондоне. Уже нанесенные названия марок или адреса интернет-сайтов и британцам, и гостям спортивного праздника придется прятать под одеждой - соответствующий закон в нижней палате парламента уже прошел. Настояли официальные спонсоры, более полусотни компаний, уже потративших порядка 2 миллиардов долларов. Татуировки от спонсоров, к слову, не преследуются.