Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
17 октября 2011, 14:07

В правах и обязанностях коллекторов разбиралась «Народная экономика»

Клиент не всегда прав или какие выводы сделал высший Арбитражный суд, проанализировав споры заемщиков и кредиторов? Об этом "Народная экономика", но сначала новости.

Автодилеры попали под расследование. Федеральная Антимонопольная служба отреагировала на жалобы на высокую цену техобслуживания машин на гарантии - "Российская газета" пишет о первых результатах проверок ФАС. Автопроизводители хоть и говорят своим клиентам, что можно пользоваться услугами разных центров, но права выбора не оставляют. Предупреждают о риске потери гарантии, если ремонт будет вести не официальный дилер. В итоге в конкретной мастерской цены выше, чем по рынку, а в независимых центрах дефицит оригинальных запчастей - не так просто получить их прямо с завода. Антимопольная Служба предлагает производителям сотрудничать со многими сервисными центрами, где есть необходимая техническая база и опытные работники. Ну а если эта идея останется без ответа - ФАС продолжит расследование. За необоснованный доступ к услугам, навязывание невыгодных условий и монопольно высокие цены штраф до 15% от оборота компании.

Старый долг жизнь коллекторам портит. Эффективность взыскания просрочек в этом году снизилась в разных агентствах от 10 до 30% процентов. При том что долгов они получили от банков в полтора раза больше, чем год назад. Но дело в возрасте задолженности.

Особенно это заметно по автокредитам - 450 дней было в 2010 году и 810 дней в 2011 году. Понятно, что клиент, так долго не плативший кредиторам, - сложный. К тому же подчас доля основного долга меньше начисленных процентов и штрафов, что также не вызывает желания у заемщиков расплатиться немедленно.

Но, по крайней мере, законность передачи коллекторам проблемных долгов теперь уж не поставишь под сомнение. Высший Арбитражный суд признал, что права потребителей это не нарушает. Расставлены точки и в ряде других спорных вопросов кредиторов и заемщиков.

Вас беспокоит коллектор. К такому звонку должен быть готов каждый, у кого есть просроченный долг перед банком. Коллектор - в этом конфликте третье лицо, но его вмешательство вполне законно. Даже если должник не в курсе. Вывод Высшего арбитражного суда весомый аргумент в пользу банкиров. А им в последнее время часто приходится отвечать на иски клиентов, чьи дела теперь в руках профессиональных взыскателей долгов.

"Коллекторы берут на себя обязательство выполнить определенную работу за определенное вознаграждение. И вознаграждение это платит банк, а не клиент", - говорит вице-президент банка Наталья Николаева.

А вот добросовестный клиент всегда прав, если хочет досрочно погасить заём. По автокредитам и ипотеке у продавших свою старую машину или квартиру, есть такая возможность. Но выходит себе дороже. В договоре с банком или мораторий на преждевременный возврат или штраф - до 2% от выплачиваемой суммы. Это нарушает права потребителей написано в обзоре высшего арбитража.

"Есть такое понятие в гражданском праве - ответственность. Если гражданин, что-то нарушил, а банк потерпел убытки вследствие этого, то он может быть привлечен к ответственности, а убытки взысканы с гражданина. Нельзя брать штраф за досрочный возврат кредита. Ну что здесь нарушается? Здесь кредит отдают банку досрочно, он должен быть даволен", - говорит заместитель руководителя аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ Андрей Егоров.

Права потребителей ущемляют и так называемые двойные они же сложные проценты. Тут внимание на кредитный договор. Заемщику в нем предлагают, в случае проблем с выплатами, оформить еще один кредит. Чтобы рассчитаться Вот только новые, и чаще более высокие проценты начисляются на сумму основного долга, уже умноженные на старые проценты. И задолженность растет в геометрической прогрессии. Новый кредит, подчеркивают в высшем арбитражном суде, не может быть навязан. А выдан только по личной просьбе заемщика.

"Человек подписывает бумаги, не думая о последствиях. Что ему говорили, мы не знаем. Вполне возможно, ему добросовестно все разъяснили какие будут последствия, а может, его и обманули - ты подпиши и тебе будет от этого лучше", - отмечает финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Есть в обзоре суда и ответ, кто виноват, если платеж по кредиту вовремя не дошел. Речь об электронных переводах - через терминалы, банкоматы. Если в договоре указано, через какие конкретно можно гасить кредит, тогда задержка - проблема банка. Но если выбор способа платежа за заемщиком, ему и отвечать рублем за не дошедшие деньги. Ну а если спор вдруг дойдет вдруг до суда, теперь понятно и где судиться.

Ответ на этот вопрос есть в законе о защите прав потребителей. В нем сказано - у потребителя есть возможность самому выбрать суд. Дословно - исходя из критерия удобства. Так что в случае конфликта никаким договором банк не обяжет, скажем, жителя Владивостока приезжать за тридевять земель на заседание в столичный суд. Диктовать условия будет заемщик.

Решение Высшего Арбитражного суда как установки для юристов, решающих споры кредиторов и заемщиков. Банки не обязаны их исполнять, хотя практика показывает - прислушиваются. Но в любом случае, затевая суд с банком, эксперты советуют задуматься - стоит ли игра свеч. Без специальных знаний и в одиночку ввязываться в борьбу с юридической машиной банка рискованно.

"Дело можно проиграть. Он пошел судиться за маленькую сумму, а банк ему потом может выставить свои расходы на адвоката, пошлины и так далее. Соответственно, человек мало того что не выиграет, он попадет еще на очень серьезные деньги", - говорит ведущий юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов.

За поддержкой обратиться можно в прокуратуру или в Роспотребнадзор, где, к слову, заявляют, что больше 80% дел в судах сегодня решают в пользу заемщиков.

Никакой самодеятельности. Штраф в 20 тысяч фунтов ждет всех, кто сдаст свое тело под рекламу на время олимпийских игр в Лондоне. Уже нанесенные названия марок или адреса интернет-сайтов и британцам, и гостям спортивного праздника придется прятать под одеждой - соответствующий закон в нижней палате парламента уже прошел. Настояли официальные спонсоры, более полусотни компаний, уже потративших порядка 2 миллиардов долларов. Татуировки от спонсоров, к слову, не преследуются.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей