Мода на школьную форму возвращается
Самое волнительное время настает для родителей школьников, особенно первоклассников. Нужно многое купить к началу учебного года. И основные трудности, конечно, с одеждой. Всё больше учебных заведений вводят строгий дресс-код. Швейные фабрики работают в авральном режиме, а мамы и папы в смятении бегают по магазинам.
Рейтинг Артема Переханяна растет в его собственных глазах. Будущий первоклассник считает: в бордо он неотразим и похож уже не на сорванца Тему, а на вполне приличного мужчину.
Малиновый пиджак, как обязательный элемент школьной формы, встречается не часто. Но каждая гимназия или школа сегодня сама вправе выбирать, во что будут одеты ее ученики. И родителям остается только подчиняться.
"В школе поставили задачу: бордовый пиджак, черные брюки, белая рубашка. К сожалению, в нашем районе бордовый пиджак было найти проблемно", - рассказывает мама Артема Екатерина Переханян.
Покупая форму - сегодня это может быть и веселая шотландская клетка, и строгие однотонные ткани, взрослые неизменно вспоминают свое детство. Сначала серые, а потом синие костюмы для мальчиков с эмблемой на рукаве и алюминиевыми пуговицами, и коричневые платья с белыми и черными фартуками у девочек.
Некоторые ностальгируют по всеобщему равенству и дешевизне, другие рады, что новая форма дает возможность различных вариаций в рамках одной цветовой гаммы.
"Да, я носила коричневое платье. У меня был черный фартук и белый фартук. В жаркие месяцы это было жарко, в холодные месяцы это было холодно", - вспоминает директор фирмы- производителя школьной формы Ольга Лаур.
Впрочем, и стоят современные комплекты недешево: от трех до десяти тысяч рублей. А если ребенок стремительно растет в течение года, то вместе с ним растет и нагрузка на семейный бюджет.
В связи с этим родители поднимают вопрос, что такое форма - прихоть учителей или действительно необходимый атрибут учебы?
Если для первоклашек школьная форма - знак того, что они уже большие, то для учеников 6-8- классов - напоминание о том, что они еще маленькие. Однако мириться с этим подростки не хотят. Зачастую главное их желание - выделиться любой ценой. И психологи давно уже подметили: если учителя категорически не разрешают нарушать школьный дресс-код, то тем самым как бы провоцируют тинейджеров самовыражаться куда экстремальнее – например, красить волосы в зеленый цвет или прокалывать язык.
Шестиклассница Настя Елкина из Кирова школьную форму ненавидит. В прошлом учебном году в ее дневнике то и дело красовалась запись "Нарушает деловой стиль". И это за то, что ученица приходила на уроки в джинсах и рубашке.
"Выгляжу как дурак" - эту фразу детский психолог Антон Сорин нередко слышит от своих пациентов. И вспоминая себя в синем пиджаке, сидящем крайне нелепо на нестандартной подростковой фигуре, абсолютно солидарен с учениками.
"Когда педагоги старших классов говорят: вот они выглядят как ни пойми что - всех в форму, хочется задать вопрос: а когда можно выглядеть как ни пойми что? В институте? На работе? - говорит детский психолог Антон Сорин. - Любой подросток будет носить форму только в том случае, если он ее принимает. То есть форма должна что-то значить. Если форма- это просто форма, то это вредно".
За рубежом к школьной форме относятся так же неоднозначно. Уверенное да говорит Англия, где форма до недавнего времени регламентировала не только фасон пиджака, но и, например, цвет носков. В США такую одежду носят либо в очень престижных школах - и она стоит намного дороже повседневной, либо в довольно бедных кварталах - и она дешевле вещей для улицы.
А в Японии форма настолько модная, что девочки носят ее даже вне школы. Четвероклассница Даша Кузнецова из Екатеринбурга тоже гордится, что в ее гимназии, как в Японии носят бело-синие комплекты. Ей приятно, что по таким жилетам, брюкам и юбкам в городе отличают именно ее школу.
Сегодня на школьную моду работают десятки дизайнеров. А сотни швей-мотористок по всей стране в самый свой "горячий сезон" - август - трудятся в три смены. Однако, по мнению психологов, вовсе не цвет или фасон смогут сделать для детей форму любимой. А только чувство общего школьного братства, которые педагоги либо смогут, либо не смогут создать в своем коллективе.