«Народная экономика» узнала, как можно изменить качество жизни в отдельно взятом доме
Новые порядки старого дома. О Екатеринбурге, где о ТСЖ плохого слова не скажут, сегодня в "Народной экономике", но сначала новости.
Россияне сильно едой не разбрасываются. К такому выводу пришли эксперты продовольственной организации ООН, подсчитав сколько продуктов сегодня теряется или выбрасывается на помойку. Среднемировой показатель - треть. Наш российский - 15%. Это где-то между Европой и Азией. На одного европейца приходится от 95 до 115 килограммов пищевых отходов в год. На жителя Южной и Юго-Восточной Азии - 6-11 килограммов. У нас получается порядка 50. И одной из причин эксперты называют услуги посредников - пятая часть всех продуктов портится на этапе перепродажи товара. И еще одна общемировая проблема - неправильное поведение потребителей, закупающих впрок намного больше того, что реально будет съедено.
То, что процедура техосмотра автомобилей изменится, уже понятно. Вопрос - насколько. "Ведомости" пишут о поправках ко второму чтению соответствующего закона в Думе, которые сейчас проходят юридическую экспертизу. Предлагается, чтобы техосмотр проводили операторы, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков. И владелец машины будет получать два свидетельства, одно из которых для оформления ОСАГО. При этом все данные о техосмотре будут хранить в единой автоматизированной системе. Если из-за не выявленной осмотром поломки произойдет авария, оператор должен компенсировать ущерб владельцу или третьим лицам. Если речь о новой машине, тут предусмотрена также ответственность производителя или продавца. Проект предусматривает вступление в силу закона в будущем январе. Но два года - переходный период. То есть, техосмотр можно будет проходить по-старому - в организациях, аккредитованных ГИБДД.
Учитесь контролировать. Федеральная антимонопольная служба готовит специальную брошюру, сначала для москвичей, с советами как разобраться с управляющей компанией многоквартирного дома. Там перечень того, что управдомы должны делать обязательно, и о чем их можно попросить дополнительно. А также подсказка, куда жаловаться в случае нарушений. Управления ФАС, в частности, занимаются проблемами ценообразования коммунальных услуг. В Москве, к примеру, были вскрыты нарушения в начислении платы за горячую воду. Не по отдельному тарифу, как положено. А за холодную плюс цена тепловой энергии на подогрев. Переплаты на некоторые дома доходили до 100 тысяч рублей в месяц.
Ну и с коммунальщиками, и с управляющей компанией проще, конечно, выстраивать отношения сообща. ТСЖ тут как раз кстати. Если, конечно, это не навязанное кем-то товарищество, а действительно решение собственников. Хороший пример подают жители одного из домов Екатеринбурга - взяв власть в свои руки, они изменили качество жизни. Интересно, что все это в районе, который в прошлом веке строили как коммуну для инициативных людей.
Памятник истории, а теперь еще и один из самых технологически совершенных жилых комплексов в Екатеринбурге. Построенный в 30-х годах прошлого века квартал, известный как "Городок чекистов", в начале века нынешнего пережил настоящую революцию в плане модернизации. Причем, техническое обновление в отдельно взятом доме городка произошло благодаря самим жителям, объединившимся в товарищество собственников жилья.
"Мы активно участвуем сами в планировании и преобразовании, в подъезде, в жилье, ну и как-то каждый начал осознавать свою ответственность", - говорит жительница дома Зоя Кальниченко.
Члены ТСЖ наметили план первостепенных работ - главное было заменить коммуникации. Трубы в восьмидесятилетнем доме дышали на ладан. Теперь же отопление регулируется автоматически в зависимости от температуры воздуха. И если на улице тепло, специальный клапан перекрывает подачу воды из теплоцентрали и система начинает работать по замкнутому циклу. В подвале дома настоящий теплопункт, где выведены аварийные краны на каждую трубу.
"Раньше для того, чтобы провести работы на какой-либо из квартир, нам приходилось сливать все 12 домов городка чекистов. Теперь нам для этого достаточно перекрыть один кран и работать по сварке или еще почему-то без воды в конкретной квартире", - говорит директор по развитию управляющей компании Илья Сотонин.
Обслуживание дома доверили управляющей компании, которая работает только с ТСЖ, а не с каждым жителем в отдельности. Такая форма наиболее удобна, говорят коммунальщики. Четкая ответственность, строгая отчетность. В доме починили крышу, освежили фасад, во всех подъездах стеклопакеты. Энергосберегающие технологии тут буквально на каждом шагу. Свет загорается только если кто-то проходит мимо. На трубах горячей и холодной воды помимо счетчиков установлены особые системы. Они позволяют следить за коммуникациями в режиме он-лайн.
"Можно удаленно, с компьютера снимать все показания и видеть, что происходит с домом в реальном времени. Даже, может быть, если кое-что сюда вложить, можно поставить запорную арматуру электронную, которую можно будет перекрывать трубу в случае аварии удаленно хоть с другого города", - рассказывает директор по развитию управляющей компании Илья Сотонин.
Наглядный пример того, какая же польза может быть от эффективного управления домом, подъезд в "Городке чекистов". Ремонт здесь провели на средства, сэкономленные на коммунальных платежах. А молодые екатеринбургские художники согласились разрисовать стены внутри помещения. Получилась настоящая картинная галерея работ, в духе конструктивизма. Очень сочетается с общим стилем всего этого архитектурного комплекса.
За все технологические новинки жильцы дополнительно не заплатили ни копейки. Оборудование купили и установили на деньги, сэкономленные на воде и электричестве. То есть, на квартплате, которая, как обещают, дальше будет только уменьшаться. На оплату коммунальных услуг пойдет прибыль, которую ТСЖ получит от арендаторов подвалов этого дома.
Куда ехать? Это вопрос у таксистов Нью-Йорка теперь вне закона - за подобное штрафуют. Адрес можно уточнить только после начала движения, чтобы не было отказов по непопулярным маршрутам. Первый раз нарушители заплатят от 350 до 500 долларов, второй - 1000, а если в течение двух лет поступит еще одна жалоба, придется расстаться с лицензией на извоз. Таксисты нововведением недовольны - в центре пассажиры голосуют на дороге, а на окраинах предпочитают вызывать такси по телефону. Выходит, что доставив клиента домой, найти на обочине пассажира обратно в центр - проблема. Ну а у нас пока проблема вообще поймать на дороге официального таксиста.
Доллар просел на несколько позиций. За него просят 27 рублей 85 копеек. Евро в небольшом плюсе. Его оценили в 39 рублей 71 копейку.