Со времен первого полета в космосе уже побывали около 500 человек
Причем многим из них пришлось работать на орбите долгие месяцы. Как признаются сами космонавты, пережить длительную разлуку с домом им помогали письма родных, которые привозили коллеги во время новых экспедиций на МКС. И что самое интересное: марки на конвертах "гасили" прямо на орбите.
Конверты - бесценные исторические документы советского освоения космоса с точностью до полета. Коллекционер Игорь Родин на российско-китайской филателистической неделе в Пекине словно экскурсовод: это первая стыковка "Мир"-шаттл", это циклограмма выхода в открытый космос, это переписка МКС с "Миром" - и это было возможно. Письма космонавтов землянам, письма их родных на орбиту и телеграммы из ЦУП. Каждое теперь на Земле - подарок из космоса филателисту.
"Для меня лично самое интересное это то, что мой сын написал на борт станции "Мир", когда ему еще 6 лет не было Оказалось, последняя доставка почты на "Мир", - рассказывает председатель секции по астрофилателии Международной федерации филателии Игорь Родин.
Последняя доставка на Мир. На видео, записанном на орбите, космонавт Сергей Залётин собственноручно гасит конверты. Среди них и письмо маленького Сережи Родина. Это началось как игра, в 1969 году. Когда космонавты создавали на орбите первую экспериментальную станцию из двух "Союзов". Владимир Шаталов на 4-м стартовал на сутки раньше. И Евгений Хрунов с Алексеем Елисеевым привезли ему на 5-м газету с заметкой о его старте. Не меньше, чем журналисты, за нашими космическими достижениями следили художники.
Восприятие летчика-космонавта Сергея Залётина, умноженное на представление художника-дизайнера Александра Московца, - это портрет Юрия Гагарина на фоне взмывающей ввысь ракеты. Или новая юбилейная марка. Два в одном - портрет в шлеме, что был надет перед самым стартом и с улыбкой, запечатленной уже после триумфального возвращения на Землю. Но главный в марке не герой. Всегда разный - космический пейзаж. Неудивительно, объясняет космонавт Залётин, двух одинаковых изображений не получить. Что такое космос, вряд ли сможет рассказать и побывавший там.
"Там куча различных компонентов, которые этому способствуют - невесомость и постоянное присутствие опасности, потому что ты находишься в вакууме, и твои скоростные характеристики, что ты летишь над землей на четырехсотметровой высоте на скорости 8 км в секунду - передать всё невозможно", - делится впечатлениями космонавт Сергей Залетин.
Александр Петрович - оператор связи и отчаянный филателист - знает: штемпель чуть вправо, чуть влево - ценность конверта или марки снижается. За юбилейный блок марок из его коллекции с автографами Гагарина, Титова, Николаева и Поповича почти тысячу долларов зарубежные филателисты дают. Он предпочитает их передать потомству. Внучку к увлечению приобщил, мечтает собрать всего Гагарина. Правда, говорит, единичные экземпляры найти тяжело, а новые, хоть и дольше жить будут, их большие тиражи обесценивают.
Спецбумага, спецкраски, спецоборудование. Новейшие технологии марочного производства засекречены. Полвека назад, когда фабричные художники рисовали оригинал вручную, на создание тиража уходило 5-6 дней, вроде бы не так много, но сегодня это 5-6 часов максимум. Блок из пяти с половиной тысяч листов, к примеру. отпечатывают за 30 минут.
Первая марка с Юрием Гагариным была изготовлена всего за три дня. Распоряжение о ее выпуске дали сразу после его приземления. Спустя пятьдесят лет таких спешек уже не бывает. Да и полетов стало столько, что каждый на марку не нанесешь. За неделю до исторической даты новый Гагарин здесь проходит последнюю проверку. Чтобы в день космонавтики разлететься по миру, вновь сообщая о первом путешествии человека в космос.