В Петербурге готовятся к началу навигации
Скоро наступит самое романтичное время года - когда с наступлением сумерек пролеты переправ устремляются в ночное небо.
Попасть внутрь этого сооружения практически невозможно, все-таки стратегический объект. Но каждое лето какой-нибудь запоздалый гуляка, уткнувшись в разведенный мост, обязательно забредет, куда не положено. И насмешит бывалых механиков.
В честь небесного покровителя Петербурга - святого Александра Невского - мост решили назвать в самый последний момент. Чуть ли не в день открытия - 5 ноября 1965 года. А в проекте он именовался "Старо-Невский". Так и есть - именно здесь заканчивается старый Петербург, Невский проспект. И на другом берегу начинаются кварталы уже советской застройки.
Каждый из пролетов весит по 1400 тонн. А поднимаются на высоту 25 метров всего за пару минут. Такую скорость обеспечивают масляные насосы, которые расположены на 15-метровой глубине.
Глядя снаружи, и не представишь, что внутри моста 42 помещения. Причем, левая и правая части абсолютно симметричны. Как и большинство петербургских мостов, этот тоже окружен мифами. Один из них: мост планировали как символ "развитого социализма". И сделали самым длинным в городе - почти километр от края пандусов. На деле здесь попросту Нева шире, чем в других местах.
А вот то, что переправу испытывала колонна боевых танков, - это правда. Марш бронетехники мост выдержал. Но уже через пару лет стал ломаться: технологию при строительстве все-таки нарушили.
"Бетон имеет, оказывается, текучесть после строительства мостов. И дает просадку. Чтобы просадки не было, он должен находиться всё время в стянутом состоянии", - рассказал 2-й механик моста Александра Невского Юрий Пучков.
Стягивают мост стальные тросы. Они проложены внутри пролетов. Та же идея использована в Останкинской телебашне, только там конструкция вертикальная, а тут - горизонтальная. Натяжение тросов регулируется специальными приборами: в жару ослабевает, в холод усиливается. Но, даже смазанная пушечным маслом, сталь ржавеет. 56 тросов уже через 2 года после открытия лопнули. А в начале 80-х годов в воду рухнул 700-тонный противовес левого пролета. И мост закрыли вовсе. Переправу наладили паромную.
Нынешняя разводка - пробная. Всем системам дают максимальную нагрузку. Проверяют. И мост, словно потягивается после зимней спячки.