10-рублевой монете исполнился год. Как она прижилась — об этом в «Народной экономике»
Чьи кошельки потяжелели или как приживается десятирублевая монета? Почему довольны официанты и недовольны сотовые операторы? Об этом "Народная экономика", но сначала новости.
На подмосковные коммунальные тарифы заведено антимонопопольное дело. После проверок в Одинцово. Там, как оказалось, в тарифы сразу включили и фиксированные банковские комиссии, которые обычно берут непосредственно при оплате услуг. Но главная проблема в том, что только три банка подписали соглашение о форме платежки. И сначала вообще получилось, что рассчитаться можно только в них. Форму, впрочем, уже пересмотрели. Теперь теоретически платить можно в любом банке. Но с риском двойной комиссии, так как в тарифах по-прежнему заложены комиссионные тех, кто договорился с коммунальщиками. ФАС и Центробанк действуют сообща и полагают, что это нарушение закона "О защите конкуренции".
1,5% оборота у торговых компаний крадут покупатели их магазинов. Крупные сетевики жалуются, что в год теряют таким образом сотни миллионов рублей. Дорогие кондитерские изделия, икра, йогурты, консервы, алкоголь и безалкогольные напитки - эти товары продавцы занесли в группу риска. Их часто если не выносят, не заплатив, то съедают или выпивают прямо на месте, оставляя как улику пустую тару.
И вот теперь ритейлеры пытаются изменить налоговый кодекс так, чтобы списывать кражи на расходы. Это снизит сумму, с которой берется налог на прибыль. Однако в Минфине считают, что расходы на украденные товары могут быть учтены, только если факт и объем кражи подтвердит милиция.
Сэкономить 18 миллиардов рублей, заменив бумагу на металл. Именно с этой целью Центробанк потихоньку выводит из обращения бумажные десятирублевки, а в наши кошельки все чаще попадают их стальные аналоги, которые, во-первых, проживут раз в 20, а то и 30 дольше, а во-вторых дешевы в производстве. Вот они - главные секреты экономии.
К монете в 10 рублей за год не все еще успели привыкнуть. Но люди некоторых профессий перестроились быстрее других - причем одни, чтобы сократить потери, а другие, чтобы увеличить прибыль.
Мелочь жизни стала крупнее, а прибыль упала. 10-рублевую монету первыми заметили сотовые операторы. Точнее не заметили в своих кассах: новые платежные терминалы, принимающие звонкие десятки только проектируют. При этом бумагу в железные коробки опускать стали реже. Математика простая, особенно в регионах: если раньше к крупной купюре добавляли минимальную. Теперь не добавляют. Пока не поменяли терминалы, срочно меняют тарифы.
Роман Сандалов, управляющий оператора сотовой связи, г. Киров: "Вы всегда можете позвонить даже с нулевым балансом - вам позвонят, отправить смс и даже позвонить за счет другого абонента".
С такой десяткой, если есть кому отдать в руки, расстанутся легче, чем с бумажной, уверены продавцы мелкой розничной торговли. Их прибыль чуть увеличилась, но и очереди выросли.
Водители маршрутных такси и автобусов в отношении денег консервативны. Главная проблема - их некуда складывать. Приспособленные коробочки из-под маргарина быстро заполняются металлом. Хотя эта ноша не тяжелая.
Чем тяжелее их прибыль, тем она буквально больше. Официанты и бармены мудрят не хитро: бумажные чаевые, действительно, оставлять стали реже. На первый взгляд, доход должен сократиться. Вот только он увеличился.
Монеты не улетают, работать удобнее - шутят уличные музыканты. Их заработки тоже растут. В шляпы бросают и бумажные деньги, но вот металлические - даже не считая: просто "выгребают" все, что есть в кармане. Гитаристы, флейтисты и футболисты теперь вышли почти на мировой уровень уличного искусства.
Одни эксперты считают, валюта, которая выражается монетами, быстро обесценивается. Другие уверены в обратном: монета ценнее банкноты - особенно в России. За ней история.
Юрий Левченко, кандидат психологический наук: "У нас на генетическом уровне отношение к монетам ценнее, помните, золотые монеты, червонец".
Не в бумаге, а в форме и тяжести металла таится ощущение денег, считают психологи. Теперь звенящий рубль не просто образ, он значит больше. С ним уверенней, после такой монеты желание точно сбудется.
Обаяние по расчету. В Великобритании сеть пиццерий организовала специальные курсы для официантов, где учат поддерживать непринужденный и приятный во всех отношениях посетителям разговор. Профессиональные актеры и психологи дают конкретные советы, что сказать одиноким женщинам или группе подруг, как поднять настроение семейной паре, какую шутку оценят клерки из Сити и чем заинтересовать капризного ребенка. Все это должно повысить настроение клиентов, у них разыграется аппетит, а, в итоге, вырастет счет. Несмотря на потраченные десятки тысяч фунтов на такую учебу, в компании уверены, что расходы окупятся за счет постоянных клиентов. Самим официантом навыки обходительного общения, разумеется, тоже на руку. Ведь тем, кто понравился, больше оставляют на чай.
Новости о курсе валют
Доллар потерял 20 копеек. Новый ориентир 29 рублей 93 копейки. Евро снова в плюсе - 42 рубля 16 копеек.