В расследовании корреспондентов Первого канала о том, что течет в знаменитой реке Иордан
Мертвая вода — так эксперты говорят о составе знаменитой реки Иордан, к которой постоянно приходят тысячи паломников. Какие только отходы не сливают в водоем жители ближайших поселений и многочисленные фермеры!
При этом конкретного ответа на вопрос, можно ли купаться в Иордане, корреспонденты Первого канала от израильских чиновников так и не добились, а потому решили провести независимую экспертизу.
Прозрачная, чистая и вкусная вода течет из сотен источников в долине Иордана. Все эти журчащие ручейки впадают в легендарную реку, в которой, по евангельскому преданию, был крещен Иисус Христос. Тогда, 2 тысячи лет назад, река Иордан была и пошире, и почище. Сейчас только смелый человек рискнет здесь окунуться: и запах и цвет очень подозрительные.
Но на вопрос, можно ли купаться в священной для христиан реке, в израильском Минздраве отвечают уклончиво.
Шалом Гольдбергер, генеральный инженер Министерства здравоохранения Израиля: "Мы следим за состоянием воды, особенно за тем, чтобы канализационные стоки не попадали в водоемы. Но так как обычно люди здесь не купаются, то стандарты для Иордана и соседних рек не очень жесткие".
При этом в Министерстве здравоохранения согласились предоставить анализ речной воды — но из другого места, выше по течению реки. Воду для лаборатории на месте Крещения пришлось брать самим.
В лаборатории нас проинструктировали, как правильно взять воду на анализы. Это целая процедура, не так просто, как налить водичку на память. Надо стерильную бутылку, которую мы получили в самой лаборатории, полностью окунуть в воду и наполнить. Такие бутылки надо привезти для анализов две.
Еще до того, как удалось получить результаты исследования, эколог Эйзер Фишнер уверенно предсказал, что именно будет там обнаружено.
Эйзер Фишнер, руководитель экологической организации: "Южная часть реки Иордан — от Галилейского моря и до Мертвого — сплошная канализация. Мы точно установили, что есть труба слива, из которой неочищенные стоки попадают прямо в реку".
Результаты биологического анализа речной воды с места Крещения похожи на медицинский диагноз: "Кишечная палочка — 200 единиц на 100 миллилитров, фекальные частицы – 6 единиц на 100 миллилитров, стрептококк – 62 единицы на 100 миллилитров".
Но доступ к святой воде свободный со стороны Иордании и почти свободный со стороны Израиля. Это пограничная река, автобусы везут паломников мимо брошенных в нейтральной полосе монастырей и минных полей.
В километре — огромная городская свалка палестинского Иерихона. Главный мусорщик города сам проводит экскурсию.
Абдель Джабар Абу Халава, исполнительный директор Совета по твердым отходам Иерихона и Иорданской долины: "В этом районе две свалки — одна наша, городская, другая — израильская, нас туда не пускают. В этом могильнике все продумано: он не протекает, у нас отдельно стоят баки для токсичных отходов. Единственное, что не удается пока сделать — это канализационную систему".
Жидкие отходы просто выливают на землю. Пенистый поток смешивается безо всякой очистки с грунтовыми водами — и попадает в реку.
Свой грязный вклад делают все: это палестинские и израильские деревни, иорданские фермы на том берегу. В воду попадают десятки тонн удобрений с полей и плантаций. Но израильский Минздрав не спешит запрещать купание в святой воде.
Шалом Гольдбергер, генеральный инженер Министерства здравоохранения Израиля: "Сейчас у нас очень мало данных о реальном состоянии воды в месте Крещения, чтобы мы могли дать однозначное разрешение — открывать или закрывать это место для омовения".
Несмотря ни на что, каждый год сотни тысяч паломников со всего мира стараются посетить место Крещения — и приносят неплохой доход и бюджету страны, и частным компаниям. Объявить туристам, что вода в Иордане может быть по-настоящему опасной для здоровья — значит зарезать курицу, которая несет золотые яйца.