Родители и дети хутора Садовый на Ставрополье протестуют против закрытия школы
1 сентября ни для кого не станет праздником на хуторе Садовый в Ставропольском крае. Тамошнюю малокомплектную школу закрывают. Распадается слаженный учительский коллектив. Детям теперь придется ездить на занятия за много километров. Некоторые жители собираются уезжать из хутора.
"Прощай, школа!" - пятиклассница Галя Редькина робко выводит на доске буквы. Рука девочки дрожит - это не торжество по случаю окончания школы, с ней вся хуторская детвора с 1 по 11 класс теперь расстается навсегда. И впереди у них не "большой жизненный путь", как обычно бывает, а пыльная дорога длиной в десятки километров в совсем чужую школу.
Галина Начикова, председатель родительского комитета средней школы хутора Садовый: "Сейчас нам предлагают возить детей за двадцать километров. Это большая удаленность. Мы переживаем за жизни наших детей. Мы рискуем жизнями их. Мы категорически против, чтобы их туда возили".
"Больше ваши дети здесь учиться не будут!" - так заявили хуторянам чиновники. Пока в холле кипели страсти, ученики разбрелись по классам, попрощаться… Галя - чтобы в последний раз посидеть за своей партой, а мальчишки крутят старенький глобус в кабинете географии. Где же это, краевой центр, в который теперь придется ездить каждый день?
Алеша Виконцев, ученик средней школы хутора Садовый: "Я никуда не хочу ехать. Я хочу здесь учиться".
Одна из причин, почему закрывают школу - аварийное здание. Трещины глубиной в 20 сантиметров опечатали еще в 2008 году, однако это не мешало проводить занятия здесь до мая 2010. Все это время родители сами латали дыры,
белили потолки, красили стены и парты.
Алпият Малец, отец ученика: "Сюда никто ни копейки не вкладывал. То есть, ни район, тем более, ни край - никому мы не нужны. Вот и все".
А какой смысл, если ее все равно когда-нибудь закроют, отнекивались власти.
Родители собрали деньги и своими силами отремонтировали классы, не успели привести в порядок только кабинет английского языка и физики. Решение принято - школу закрыть, здание опечатать. Что будет дальше, не знает никто.
Рассчитанная на 200 учеников, школа хутора Садовый заполнена лишь на четверть. Чиновники посчитали, что содержать штат учителей невыгодно. Дешевле возить детей автобусом в город, обеспечивать питанием и содержать в группах продленного дня.
Ирина Кувалдина, заместитель министра образования Ставропольского края: "Данная школа относится к малокомплектным школам. К сожалению, таких школ в последнее время достаточно много, потому что идет отток населения, в том числе, из данного хутора, который когда-то был преуспевающим. В связи с этим вынуждены были муниципальные власти принять решение о переводе оставшихся детей".
С учителями вопрос решился еще проще. Преподаватель химии и биологии Оксана Тарасова потеряла работу, учитель начальных классов Зоя Сергиенко, педагог с 34-летним стажем, которая в 1976 году приехала в хутор Садовый сразу после окончания пединститута учить деревенскую детвору грамоте, теперь тоже оказалась на улице.
Зоя Сергиенко, учитель начальных классов средней школы хутора Садовый: "Всю жизнь отдала я этой школе, этим детям. Мне предлагают уволиться по сокращению и за четыре месяца получить просто пособие, или как там это правильно называется".
Родители говорят, что перевод в другую школу для любого ребенка - вообще процесс болезненный, адаптироваться к новому окружению нелегко, а тут - вдвойне: им придется уезжать так далеко от дома. Вместе с учителями они подали иск в суд на Министерство образования, чтобы добиться финансирования и не прерывать учебный процесс.
Оксана Размыслович, адвокат: "Что такое "рентабельность"? Как вообще ребенка можно считать рентабельным или нерентабельным? Если завтра здесь закроется школа, правильно сейчас говорили местные жители, уедет половина населения. Потому что, что для нас может быть дороже, чем наш ребенок?"
На многих домах уже появились таблички с надписью "Продается". Молодые семьи пакуют чемоданы, чтобы уехать из села. Родители Даши Пратко недавно открыли здесь конноспортивный клуб, но теперь собираются в путь. В этом году дочка должна пойти в первый класс, но раз школы не будет, то и оставаться здесь им не имеет смысла.