После аномальной жары особенно интересен прогноз на предстоящие осень и зиму
Много интересного о погоде могут рассказать не только синоптики, но и специалисты в других областях. Они делают предсказания по своим собственным методикам и иногда ищут ответы в далеком прошлом.
На вопросы отвечает заместитель директора Института Географии РАН Аркадий Тишков
Вопрос: Добрый день, Аркадий Александрович. Наводнения в Европе, ураганы в Америке, небывалый холод в Перу и Чили, в конце концов устойчивая жара в Москве — такая погода не может не быть аномалией, верно?
Ответ: Вне всяких сомнений. Это аномалия, климатическая аномалия, погодная аномалия. Но нельзя говорить, что это из ряда вон выходящее явление, потому что оно повторялось в истории и нашей страны, и других регионов Земли. Это, вне всяких сомнений, свидетельство тому, что климатическая система перешла в новую эпоху, эпоху преобладания антициклоничности, то есть более устойчивых, длительных продолжительных периодов стояния антициклонов.
Вопрос: Количество опасных явлений увеличится? Можно говорить о том, что что-то станет менее предсказуемо?
Ответ: При таком чередовании продолжительных циклонов, антициклонов, легче предсказывать ситуацию с погодными явлениями. Но, конечно, засуха, как катастрофическое явление, предрасположенность к пожарам существенно вырастет. Так же как и предрасположенность к длительным периодам с морозами.
Вопрос: То есть это новое модное понятие "нервозность" погоды, оно выходит точное? Почему погода "нервничает" и кто в этом виноват? Человек?
Ответ: Понимаете, это абсолютно точное попадание с понятием нервозности. Что такое нервозность? Это, так сказать, смена реакции, смена, так сказать, настроения, действий и так далее. Вот для такой погоды, как сейчас, как раз характерно то, что мы наблюдаем в разных регионах земли. Очень контрастные проявления аномальных явлений. Это тоже свидетельство о том, что мы живем вот сейчас в новую эпоху антициклоничности.
Вопрос: И все-таки некоторые климатические скептики по-прежнему утверждают, что во всем виновато глобальное потепление. Как вы относитесь вот к такому утверждению — Москва переехала в климатическом смысле на Украину, скоро в Испанию, а потом и вовсе в Северную Африку?
Ответ: Ни в Испании, ни на Украине мы не оказались. Климат Москвы имеет лесостепной характер. То есть, его температура, летняя, например, на один-два градуса выше окружающего лесного Подмосковья. И также летом наблюдается небольшая засуха. И также мы имеем другой уровень количества осадков. Это потепляющее действие города.
Вопрос: И мы никуда не переедем?
Ответ: Никуда не переедем. Лето 2010 года никакого отношения к глобальному потеплению климата не имеет, оно как наступило, так оно и уйдет. И вообще хочу сказать, что если говорить про прогнозы, то есть очень четкие народные приметы в этом плане. И народ за историческое время, за тысячелетие накопил опыт на основе понимания это цикличности, понимание сочетания условий с высоким давлением, с низким давлением, с осадками, без осадков, с ясным небом, как в народе говорят, "ведра". И вот эти "ведра" прогнозировались народом очень четко, потому что для человека, когда не было наших компьютеров, не было космических исследований и прочее, очень важно было определить, какая погода будет, чтобы сеять урожай, чтобы собрать его. Вопрос прогноза был жизнью, смертью, голодом, болезнями. А то, что сейчас мы уходим от этого, пытаясь формализовать некоторые вещи даже в прогнозном отношении, выдумывая разные теории, забывая, что у нас Земля — климатическая система.
Вопрос: А какая нас ждет осень? Наверное, накопились где-нибудь над Атлантикой дожди и ждут нас осенью ливни?
Ответ: И осень, и зима наступят в соответствии с календарем. И я думаю, с некоторыми возможностями для ранних заморозков, потому что очень много влаги ушло, испарилось, и у нас нет такого потепляющего действия водяных паров, которые бы препятствовали выхолаживанию ночью атмосферы. Будут и морозы, будет и "бабье" лето, будет все, к чему мы привыкли. Единственное, что чаще будут наблюдаться, явления затяжных условий, с относительно ясным солнцем. Разве это плохо?
Вопрос: Это хорошо. Спасибо вам большое.