В Красноярском крае безответственность чиновников привела к экологической катастрофе
Халатность чиновников, безответственность бизнесменов или аномальная погода? В Красноярском крае пытаются выяснить, что привело к разрушению сразу нескольких плотин и дамб. Не отремонтированные вовремя сооружения были буквально смыты бурлящими потоками. В результате уникальные озера превратились в обычные лужи.
Жители сельских районов Красноярского края страдают от последствий снежной зимы. Десятки гидротехнических сооружений на реках и озерах, построенных для нужд рыбных хозяйств и орошения полей еще в советские годы, нуждаются в срочном ремонте. Но денег на это в местных бюджетах нет. Плотины и дамбы постепенно разрушаются. Из-за сильного паводка не отремонтированные вовремя насыпи и ржавые водосбросы были буквально смыты потоками воды. Десятки домов подтоплены. Нанесен огромный ущерб экологии. Погибла рыба, мест отдыха у водоемов стало гораздо меньше.
Как далеко ушла вода, невооруженным глазом и не разглядишь. От южной части озера Белого, которое когда-то называли жемчужиной района, осталось мокрое место. На бывшем дне сухие ракушки да остатки камыша. Жители окрестных деревень уже забыли, что такое настоящая рыбалка.
Владимир Первухин еще помнит, как во время Великой Отечественной здешнюю рыбу отправляли на фронт. В послевоенное время ловить начали в промышленных масштабах. Для развития рыбного хозяйства уровень озера подняли на несколько метров. А в этом году деревня Корнилово, что стояла на самом берегу, оказалась у кромки гниющей лужи.
Владимир Первухин, житель деревни Корнилово: "В болото превратили и все. Вы же видите, что делается тут. Ну! Раньше люди купаться ездили, а сейчас ни подойдешь, ни подъедешь".
В начале 90-х рыбсовхоз развалился, и дамба, сдерживающая озеро, перешла в ведение местной администрации. Через несколько лет ее продали бизнесмену. Он собирался разводить здесь ценные породы рыб, но потом все бросил. Права на собственность так и не оформил, и теперь гидротехнические сооружения не принадлежат никому.
Дамбу длиной в несколько километров и тогда еще действующий паводковый водосброс продали частному предпринимателю за 30 тысяч рублей. Сейчас ремонт этих сооружений оценивается в 100 миллионов. И такую ношу никто на себя брать не хочет.
Чтобы избежать аварии, створки плотины закрыли наглухо. Но весной вода нашла другую дорогу. Поток разрушил часть дамбы, смыл две плотины, снес мост и подтопил целый поселок в соседнем районе края. Ущерб подсчитывают до сих пор.
Александр Лейзенберг, начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Прокуратуры Красноярского края: "Данная ситуация стала возможной из-за бездействия администрации Ужурского района, которой не было принято надлежащих мер по предотвращению возникновения ЧС на гидротехническом сооружении озера Белое".
Власти говорят — виновата погода. Зима в этом году была аномально снежной. Осадков выпало в два раза больше нормы. Если бы не сильный паводок, дамба могла бы еще простоять несколько лет. Местные жители уверены — чиновники до последнего надеялись на авось.
Аналогичная ситуация в других районах края. Озеро Бузим — популярное место отдыха красноярцев — этой весной вытекло полностью из-за прорыва плотины. А вот совсем недавний случай: в нескольких километрах от города тоже не выдержала бесхозная дамба.
За считанные минуты поток воды из небольшого озерца, которого нет даже на карте района, смыл часть дорожного полотна. В Ростехнадзоре уже прикидывают, чем может обернуться следующая зима, если она окажется столь же снежной.
Мария Филонова, пресс-секретарь Енисейского управления Ростехнадзора: "В реестре Енисейского управления Ростехнадзора по Красноярскому краю числится 194 бесхозяйных гидротехнических сооружения. 26 из них с опасным уровнем безопасности".
Разрушенную дамбу на озере Белом в итоге засыпали, на большее у администрации района денег нет. Впрочем, выход из положения чиновники уже нашли.
Петр Загора, глава администрации Ужурского района Красноярского края: "Ничего не предпринимать. Озеро остается на своем естественном уровне, не представляя опасности ни для жителей, ни в целом для территории".
Оценивать экологический ущерб и тем более спасать озеро никто не собирается. Даже если у водоема и найдется хозяин, на восстановление самого большого в этих краях водоема, только по приблизительным оценкам понадобится не менее 10 лет.