В Липецком интернате слепым детям помогают ощутить мир
Как увидеть все краски мира, не открывая глаз? Ответ на этот, казалось бы, бессмысленный вопрос знают в специальном интернате в Липецке. Слепые дети там не просто перестают быть беспомощными. Преодолевая свой недуг, они осваивают различные профессии, хобби и в конце концов, получают возможность нормально жить.
Пятилетняя Диана не видит с рождения. Когда ее в трехлетнем возрасте привезли в липецкую школу-интернат для слепых детей, — девочка не умела даже ходить. Из-за врожденного физического отставания в развитии она почти не говорила. За два года, проведенных здесь, Диана научилась считать. Теперь она умеет различать цвета по ощущениям, а еще за минуту складывает сложный конструктор.
Родители привозят сюда детей со всей Центральной России, несколько семей переехали даже из Сургута и Норильска. С трех лет воспитанники занимаются в специальной сенсорной комнате — учатся различать шершавое и гладкое, теплое и горячее, пластмассовое и кожаное. Здесь есть компьютерный класс — оснащенный по последнему слову техники — специально для незрячих. А уроки биологии проходят на природе. Абсолютно все воспитанники сами и с удовольствием ухаживают за пришкольным садом.
Марина Кудрина, учитель биологии Школы-интерната для слепых и слабовидящих детей г. Липецка: "У нас девочка есть, Настя Лаева, она по Брайлю читает. И я помогала, делала им лунки, и рассаду давала ей в руки — и она сама посадила".
Детский сад, школа и летний лагерь — это целый комплекс. Круглый год со слепыми и слабовидящими детьми занимаются педагоги, психологи и спортивные тренеры.
Слабовидящие и слепые дети могут заниматься спортом наравне со своими сверстниками. Вот, например, команда байдарочников. Впереди незрячий ребенок, а на месте капитана зрячий тренер.
Кирилл Степанов в лагере вовсю осваивает греблю на байдарках. Кроме проблем со зрением, у мальчика — детский церебральный паралич. С веслом наперевес Кирилл забывает о своих недугах.
Кирилл Степанов, воспитанник школы-интерната: "Вот я гребу, и когда я гребу, у меня получается немножко поворот. А так не должно быть".
Чтобы слепым и слабовидящим выпускникам интерната помочь с будущей профессией, здесь же есть курсы массажа. Одиннадцатиклассник Максим Чеботарев только что закончил школу и скоро поедет поступать в Кисловодский медицинский колледж. Он мечтает стать первоклассным массажистом.
Максим Чеботарев, выпускник школы-интерната для слепых и слабовидящих детей г. Липецка: "Отучиться там три года. И потом уже работать, — и я знаю точно, что я не пропаду".
Игорь Батищев, директор школы-интерната для слепых и слабовидящих детей г. Липецка: "Наших выпускников мы прослеживаем на протяжении пяти лет, прослеживаем, куда он поступил, как он учится, если требуется, оказываем ему помощь".
Но такой центр, как в Липецке, чуть ли не единственный в России. В подобной школе в Екатеринбурге денег не хватает даже на элементарную технику. Кабинет окулиста пустует — все специалисты ушли туда, где больше платят и лучше условия для работы.
Нина Шалган, директор Верхнее-Пышимской специальной коррекционной школы-интерната для слабовидящих и слепых детей: "Самое необходимое, конечно, есть. Темная комната, стол, компьютер. Но нужно оборудование чисто глазное".
Нина Шалган признается, деньги по федеральной программе выделяют, но их приходятся тратить на постоянный ремонт. Здание интерната построили 60 лет назад, — стены местами буквально разваливаются. По мнению директора, им поможет спонсорская помощь или дополнительные бюджетные средства для строительства нового центра. Такого же современного.