Посторонние люди помогли участнику войны из Перми добиться положенной ему повышенной пенсии
В чудовищных условиях, едва сводя концы с концами в течение 30 лет жил в Перми ветеран войны из-за полного равнодушия чиновников. Ни в комитете социальной защиты, ни в военкомате за Михаилом Олейником не признавали статуса участника Войны. А значит никаких льгот и повышенной пенсии. И только небезразличные посторонние люди помогли немощному старику добиться справедливости.
Он ушел в армию за 3 месяца до начала войны. Согласно записям в военном билете, Михаил Олейник служил в инженерно-технической части. Присягу солдат принял уже на фронте. В документе есть и отметка о награждении Михаила Харитоновича медалью "За победу над Германией". Но официально ветераном его признали только в 2008 году. И то лишь благодаря настойчивости совершенно постороннего фронтовику человека — Марине Войлоковой. Эта женщина не смогла смириться с тем, что одинокий старик оказался всеми забыт, и решила помочь ветерану восстановить справедливость. Собирала справки, документы, писала в различные инстанции.
Марина Войлокова: "Нам сделали запрос на Украину через ФСБ и пришла справка, что он действительно воевал, как он говорит, сапером. И единственное — он на войне попал в плен. И был в плену в Германии в концлагере".
Это обстоятельство, считает Марина, отразилось и на дальнейшей судьбе Михаила Харитоновича. После освобождения из плена он был отправлен в город Молотов, ныне Пермь, на химзавод, где проработал до 1950 года. Затем устроился водителем на местную ГЭС. Баранку крутил вплоть до выхода на пенсию в 1981 году. И когда ему назначили выплату по трудовому стажу, даже не стал уточнять, почему он не получает ветеранские.
Михаил Олейник, ветеран Великой отечественной войны: "Я не знал, что мне это следует получать. Мне сказано было получать, я и получал, а если не сказано, я и не соображал, как все это получить".
На те деньги, что перечислял райсобес, он едва сводил концы с концами. Марина Войлокова и ее муж были потрясены, в каких условиях живет ветеран. В его квартире нет газа, ни электричества, ни канализации. А несколько лет назад кто-то из коммунальщиков срезал ветерану одну из батарей. Помогать Михаилу Харитоновичу некому — близких людей у него нет. После войны он так и не смог завести семью.
Марина Войлокова: "Он даже в поликлинике не числился, они были в шоке: как так, участник войны живет под боком и к нему никто не приходит и он нигде не числится вообще".
Ветерана приютила у себя семья Войлоковых. Женщина пытается добиться, чтобы Михаилу Олейнику выплатили пенсию как участнику войны почти за 30-летний период. Но в местном отделении Пенсионного фонда отвечают отказом.
Раиса Тарских, pаместитель управляющего отделением пенсионного фонда РФ по Пермскому краю: "Военного билета им предъявлено не было, при назначении пенсии данный документ всегда спрашивается, он нам его не предъявил, и поэтому пенсия была назначена на общих основаниях. С более раннего срока мы установить эту надбавку не можем, потому что у нас все перерасчеты только на основании документов и на основании личного обращения".
Списки участников войны в райсобес в свое время передавал военкомат. Там поясняют — Михаил Олейник до 1971 года, как военнообязанный, состоял на учете. В 1980-м, когда фронтовикам начали выдавать удостоверения, он должен был лично обратиться за документом фронтовика, говорит военный комиссар.
Игорь Головкин, начальник отдела военного комиссариата Пермского края по Мотовилихинскому и Орджоникидзевскому районах г. Пермь: "Чтобы получить удостоверение участника войны, гражданину было необходимо обратиться с заявлением в военный комиссариат, что не было сделано. Военный комиссариат готов выступить на стороне участника ВОВ для восстановления его прав, за которыми он своевременно не обратился. В том числе и в суде".
Почему за столько лет, пока совершенно посторонние люди не забили тревогу, данные Михаила Олейника так и не были проверены, официальные лица не сообщают.
Теперь свои права ветерану предстоит отстаивать в суде. Он обратился с иском о выплате денежной компенсации за все то время, пока ему платили только трудовую пенсию. Повышенную ветеранскую фронтовик получает лишь последние 2 года.
Михаил Харитонович надеется, что его здоровья хватит, чтобы дожить до очередного юбилея — в следующем году ветерану Олейнику исполняется 90 лет.