Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
9 июля 2010, 14:07

По крымской степи курсирует раритетный трамвай

Сесть в трамвай и отправиться к морю. Для жителей села Молочное Евпаторийского района это не сказка. Вот уже многие годы они катаются по побережью в голубом вагончике и очень гордятся своим уникальным видом транспорта. Мало того, что больше никто в округе не может похвастаться трамвайными путями, так еще и саму машину впору назвать музейным экспонатом.

Самый короткий в мире трамвайный путь начинается на окраине села Молочное и заканчивается у моря, на песчаном пляже. Его протяженность - 1800 метров. Летом, в разгар курортного сезона, трамвай выполняет до 30 рейсов за день и перевозит более 3 тысяч пассажиров.

Валентина Левина, жительница села Молочное: "Автобусы у нас маленькие по селу ездят, большинство жителей предпочитают трамвай. Комфортнее чувствуешь себя в трамвае, чем в автобусе".

Это не курортный аттракцион, здесь всё по-настоящему: оборудованы посадочные платформы, есть автономная подстанция и система стрелочного перевода - боковой путь ведет в депо. В общем, все как в городском трамвайном управлении, кроме пейзажа. Маршрут проходит по степи, между пастбищами и солеными озерами. Вдалеке виднеются гигантские телескопы Центра дальней космической связи. Запах пропитанных гудроном шпал смешивается с ароматом полыни и моря.

Артур Келып, турист из Харькова: "Замечательно себя чувствуешь в электротранспорте, абсолютно без выхлопных газов, приехал сюда на море отдыхать, воздухом свежим дышать - и как раз в трамвайчике все так и получается. Ничем воздух себе не загрязняем".

Организовала экологически чистую транспортную линию в сельской местности Татьяна Чистякова, директор пансионата, расположенного в селе. Помогли железнодорожники, заинтересованные в том, чтобы привозить сюда сотрудников на отдых. Списанные вагоны немецкой марки "ГОТТА", 1956 года выпуска, купили в Евпаторийском трамвайном управлении. Теперь посмотреть на "Татьянин трамвай", как называют его местные жители, делегациями приезжают специалисты из Европы: на континенте это единственная сельская трамвайная линия. На ходу таких вагонов больше нет нигде.

Татьяна Чистякова, организатор трамвайной линии, директор пансионата "Береговой": "Приезжают к нам из Швейцарии, Германии, Чехии. Это взрослые мужчины, которые долгое время работали водителями трамваев, трамвайных управлений, специалисты. Вы знаете, они обнимают, гладят этот трамвай, целуют, фотографируются. Прыгают, радуются, и полдня здесь находятся".

Поддерживает раритетные вагоны в рабочем состоянии трамвайных дел мастер Александр Семенченко. Он же - главный энергетик системы и вагоновожатый.

Александр Семенченко: "Чувствуется немецкое качество. Даже тот же кабель, который проложен между вагонами - уже прошло более 50 лет, а он как новый. И кузов то же самое - специальная радированная сталь, которая не поддается коррозии".

И на работе, и после работы Александр не выпускает из рук заводной ключ - деталь, без которой трамвай с места не сдвинуть. А все потому, что были попытки угона: то местные жители прокатиться с ветерком пытались, то отдыхающие машинисты электровозов хотели развлечься. Кстати, с управлением железнодорожники не справились.

Управлять трамваем не так просто, как кажется многим. Особенно если делаешь это впервые. С автомобилем его роднит только ручной тормоз и три педали, правда одна из них - звонок.

В этом трамвайчике "зайцев" - почти не бывает. У кондуктора охотно приобретают билеты, особенно приезжие - для коллекции. Но самые ценные экспонаты - счастливые - по традиции приходится съедать.

Популярность этого необычного сельского транспорта с каждым годом растет. Проезд в одну сторону на немецком трамвае по крымской степи занимает примерно 3 минуты.

Читайте также: