По крымской степи курсирует раритетный трамвай
Сесть в трамвай и отправиться к морю. Для жителей села Молочное Евпаторийского района это не сказка. Вот уже многие годы они катаются по побережью в голубом вагончике и очень гордятся своим уникальным видом транспорта. Мало того, что больше никто в округе не может похвастаться трамвайными путями, так еще и саму машину впору назвать музейным экспонатом.
Самый короткий в мире трамвайный путь начинается на окраине села Молочное и заканчивается у моря, на песчаном пляже. Его протяженность - 1800 метров. Летом, в разгар курортного сезона, трамвай выполняет до 30 рейсов за день и перевозит более 3 тысяч пассажиров.
Валентина Левина, жительница села Молочное: "Автобусы у нас маленькие по селу ездят, большинство жителей предпочитают трамвай. Комфортнее чувствуешь себя в трамвае, чем в автобусе".
Это не курортный аттракцион, здесь всё по-настоящему: оборудованы посадочные платформы, есть автономная подстанция и система стрелочного перевода - боковой путь ведет в депо. В общем, все как в городском трамвайном управлении, кроме пейзажа. Маршрут проходит по степи, между пастбищами и солеными озерами. Вдалеке виднеются гигантские телескопы Центра дальней космической связи. Запах пропитанных гудроном шпал смешивается с ароматом полыни и моря.
Артур Келып, турист из Харькова: "Замечательно себя чувствуешь в электротранспорте, абсолютно без выхлопных газов, приехал сюда на море отдыхать, воздухом свежим дышать - и как раз в трамвайчике все так и получается. Ничем воздух себе не загрязняем".
Организовала экологически чистую транспортную линию в сельской местности Татьяна Чистякова, директор пансионата, расположенного в селе. Помогли железнодорожники, заинтересованные в том, чтобы привозить сюда сотрудников на отдых. Списанные вагоны немецкой марки "ГОТТА", 1956 года выпуска, купили в Евпаторийском трамвайном управлении. Теперь посмотреть на "Татьянин трамвай", как называют его местные жители, делегациями приезжают специалисты из Европы: на континенте это единственная сельская трамвайная линия. На ходу таких вагонов больше нет нигде.
Татьяна Чистякова, организатор трамвайной линии, директор пансионата "Береговой": "Приезжают к нам из Швейцарии, Германии, Чехии. Это взрослые мужчины, которые долгое время работали водителями трамваев, трамвайных управлений, специалисты. Вы знаете, они обнимают, гладят этот трамвай, целуют, фотографируются. Прыгают, радуются, и полдня здесь находятся".
Поддерживает раритетные вагоны в рабочем состоянии трамвайных дел мастер Александр Семенченко. Он же - главный энергетик системы и вагоновожатый.
Александр Семенченко: "Чувствуется немецкое качество. Даже тот же кабель, который проложен между вагонами - уже прошло более 50 лет, а он как новый. И кузов то же самое - специальная радированная сталь, которая не поддается коррозии".
И на работе, и после работы Александр не выпускает из рук заводной ключ - деталь, без которой трамвай с места не сдвинуть. А все потому, что были попытки угона: то местные жители прокатиться с ветерком пытались, то отдыхающие машинисты электровозов хотели развлечься. Кстати, с управлением железнодорожники не справились.
Управлять трамваем не так просто, как кажется многим. Особенно если делаешь это впервые. С автомобилем его роднит только ручной тормоз и три педали, правда одна из них - звонок.
В этом трамвайчике "зайцев" - почти не бывает. У кондуктора охотно приобретают билеты, особенно приезжие - для коллекции. Но самые ценные экспонаты - счастливые - по традиции приходится съедать.
Популярность этого необычного сельского транспорта с каждым годом растет. Проезд в одну сторону на немецком трамвае по крымской степи занимает примерно 3 минуты.