Искусством изготовления волынки владеет мастер высокогорного аджарского села
Мало кто знает, что волынка есть не только у шотландцев, но и у грузин. Искусство её изготовления почти потеряно. Владеет им лишь один мастер-самоучка в маленьком высокогорном селе.
Аджарский танец под аккомпанемент гудаствири. Этому древнему инструменту несколько тысячелетий. "Дальний родственник" волынки сохранился лишь высоко в горах.
Мастер по изготовлению гудаствири Джаба Малакмадзе- самоучка. Это сейчас он ловко выпиливает, вытачивает и вырезает детали для инструмента. Сначала не получалось придавать нужную форму. Да и звучание оставляло желать лучшего. Поскольку для трубок и корпуса нужны особые материалы.
Клён, сосна и дуб - это "музыкальные деревья", потому что детали для гудаствири, изготовленные из этих пород отличаются особым звучанием. Вокруг сала Мачахела непроходимые леса, так что раздобыть материал для инструмента не представляет особой сложности.
Местные жители знают все тропинки и ориентируются на местности без компаса в любых условиях. Вообще эти места, можно сказать без преувеличения, сохранились в первозданном виде. Автомобили в селе - редкость. Поднимаются только внедорожники, и то в хорошую погоду. Ближайшая остановка автобуса в 8 километрах. За продуктами пешком приходится отправляться в райцентр. Поэтому стараются запасаться впрок и обходиться натуральным хозяйством.
Выпускник института культуры Георгий Марджанидзе намерен провести в горах всё лето. Тема его дипломной работы - культура и быт высокогорной Аджарии.
Георгий Марджанидзе, студент Института Культуры: "О старинных музыкальных инструментах я только читал в книгах. Даже представить себе было сложно, что высоко в горах, есть люди, которые не только на них играют, но и умеют их создавать. Я всё снимаю на видео, фотографирую, надеюсь, что моя экспедиция будет очень интересной, и меня ждёт ещё много сюрпризов".
Молодой мастер готов поделиться всеми своими секретами. За несколько часов он собрал эту волынку "с нуля". Единственная заготовка - это выделанная козья шкура.
Джаба Малакмадзе, мастер: "На выделку может уйти от нескольких дней до недели. Это кропотливая работа. Кроме того, нужен рог - бычий или бараний. Пока я сам учился собирать инструмент, выучил музыкальную грамоту, просил старейшин помогать мне. Теперь хочу освоить ювелирное дело, потому что раньше было принять украшать гудаствири камнями и серебряными инкрустациями".
Ноу-хау Джабы - волынка из целлофанового пакета. Кто бы мог подумать, что его можно заставить играть. Необычное применение целлофана вряд ли решит экологические проблемы, но лишний раз убедит, что в умелых руках даже ненужные вещи обретают порой новую жизнь.