Сказкотерапия помогает решать многие важные психологические проблемы в жизни взрослых и детей
Непостижимой, могучей силой обладают обычные сказки и их герои. Последнее время бурно развивается новое течение в психотерапии. Причём одинаково хорошо волшебные истории действуют как на детей, так и на взрослых.
В маленькой песочнице появляются очертания будущей сказочной страны. Маша отвечает за ландшафт, Олеся строит домики, а Кирюша заселяет их игрушечными человечками. Обычная детская забава, но лишь на первый взгляд. За каждым действием внимательно наблюдает психолог.
Майа Пересторонина, психолог: "В одной песочнице им нужно построить четыре страны, по сути, они должны правильно распределить пространство. Поэтому они должны договориться. Они должны послушать друг друга".
После завершения песочной стройки надо выяснить, почему в углу вырос небольшой холм, а дом появился за рекой и какая роль у каждой игрушки.
Незамысловатый сюжет только что выдуманной детской сказки - повод для серьезных размышлений. Если выслушать ее внимательно и не упустить ни одной детали, можно вовремя заметить даже самые незначительные проблемы в психическом здоровье малыша и помочь с ними справиться.
Светлана Воронина, заведующая детским садом: "Есть психокоррекционные занятия, есть просто развивающие занятия, есть занятия, которые знакомят с эмоциональным миром ребенка. Есть занятия, которые направлены на определенные проблемы, например, работа над страхами или над антисоциальным поведением".
В прихожей дома у Андрея Гнездилова каждого гостя встречают десятки игрушек. Плюшевые, фарфоровые, яркие и бесцветные, из любых эпох или мифов. Каждый может взять с полочки ту, что ему понравится больше. Так начинается сказка, но не простая, а лечебная.
За этим столом уже рассказаны тысячи самых невероятных сказочных историй. Придуманы фантастические миры, каких не встретить больше ни в одной книжке. По сути та же песочница, только вот играют в нее те, кому уже за 30, 40 или даже 50.
Марина Куляшова пока и сама точно не знает, почему сегодня выбрала эту куклу. Но обязательно выяснит это, когда придумает сюжет сказки, которой пока еще нет. В первый раз, когда пришла сюда, взяла Пьеро. Теперь уверена, именно этот персонаж помог ей избавиться от застенчивости и неуверенности в себе.
Марина Куляшова, пациент: "Внутреннюю свободу какую-то приобретаю, перестать зависеть от жизни, от обстоятельств. Найти себя, внутреннюю свободу".
О том, что сказка может исцелять даже самые тяжелые душевные раны, Андрей Гнездилов случайно узнал 50 лет назад, когда работал в онкологическом центре. Первую историю о благородном рыцаре и волшебном озере он помнит до сих пор, хотя придумывал ее на ходу, когда умирающий мальчик попросил напоследок рассказать ему сказку.
Андрей Гнездилов, психотерапевт: "И вдруг он приходит в сознание, начинает хватать меня за руки и говорит: "Дяденька, дальше". Я продолжаю рассказывать. Он снова начинает терять сознание, я снова хочу вскочить, и опять он меня останавливает. И так несколько раз, до тех пор, пока он не умер у меня на руках, а я продолжал рассказывать истории, боялся, чтобы он не вернулся оттуда".
С тех пор каждому больному врач прописывал обязательную сказкотерапию. И неважно, насколько страшна болезнь. Противопоказаний по применению этого лекарства он не обнаружил. Рецепт простой.
Андрей Гнездилов, психотерапевт: "Есть золотой период детства, где он чувствует себя абсолютно счастливым. Не в силу того внимания, которое ему уделяется, а в силу своего воображения, которое позволяет ему играть с этим миром, не приобретая его в частную собственность".
Никакого секрета нет, говорит Андрей Гнездилов: сказка ложь, да в ней намек, что любая мечта может стать реальностью, и с этой мечтой можно преодолеть очень многое. И неважно, сколько тебе лет, говорит доктор. Этот рецепт всегда работает, вот только взрослые о нем часто забывают.
Ведущий: Как погружаясь в вымышленный мир сказок, поправить свою настоящую жизнь, пояснит кандидат психологических наук Марина Панфилова. На чем основан такой лечебный эффект сказок?
Гость: Лечебный эффект сказок основан на многих факторах, и если рассматривать, что может сделать сказка, то сказка может сделать все. Она дает нам информацию именно в образной системе, в системе правого полушария, при этом используя естественно язык, речь. И вот в этом мире можно представлять себя кем угодно, кем мы хотим себя представить. Мы в этом мире можем переделать все неприятности, которые у нас есть, переделать на то, чтобы нам хотелось бы. Исправить нашу жизнь.
Ведущий: А как вообще проходят сеанс сказкотерапии? Используются какие-то известные сюжеты, пишутся заново какие-то сказки, причем их сами врачи пишут, или пациенты? Как?
Гость: Это всегда зависит от той задачи, от той цели, которую мы ставим, или которую нам ставят. Исходя из этих целей и задач, мы выстраиваем сеанс сказкотерапии. И он может происходить очень по-разному. Это может быть совершенно ненавязчиво рассказанная сказка, причем за чашкой чая.
Ведущий: Но в терапевтических целях можно использовать известные нам сказки "Колобок", "Емеля", "Горшочек каши", что-то еще?
Гость: Можно, конечно. Можно тот же самый "Колобок" рассмотреть с разных сторон. Как пример, допустим, работая с агрессией, с агрессивными детьми, подростками, я очень часто задаю вопрос, какая агрессия самая опасная. Которая кричит: "Я тебя съем, я тебя ударю"? Нет, которая не кричат, которая не объявляет о том, что он опасен, а которая будет просить песенку спеть, а потом возьмет и съест. Косвенная агрессия, конечно, она опаснее. То есть смотря с каких сторон мы можем использовать сказки и народные, и авторские.
Ведущий: В принципе пациент тоже может сочинить сказку, а вы по ней поймете, какие у нее проблемы. Да? И предложите вариант как выйти.
Гость: Конечно. Самый легкий вариант входить в уже готовую сказку взрослого человека или ребенка.
Ведущий: А можно заниматься самолечением сказками?
Гость: Можно, потому что, когда человек погружается в мир образов, в мир подсознания, он там включает и ресурсы, находит свой собственный выход из этой ситуации. Этот выход знает только он один. Ни один психолог, ни один психотерапевт. И сказкотерапевт не знает этот выход. Только он сам. И, естественно, когда он сам создает эти сказки, он включает осознание своей проблемы, осознание это уже, так сказать, путь к выздоровлению. Он проговаривает, потому что речь у нас тоже помогает снижать эмоциональность проблемы. И включается так называемый комплекс интеллектуальный, эмоциональный, который помогает нам выстроить гармонию.