Как пожилым людям уберечься от мошенников, которые выдают себя за соцработников?
Хотя пожилые доверчивые люди - это самые лёгкие жертвы для любого мошенника, далеко не у каждого преступника хватит совести прийти и отобрать последнее у старика. Тем не менее, действуют целые банды, которые специализируются на таком обмане. И досадных происшествий больше перед праздниками, когда ветераны, пенсионеры особо нуждаются во внимании и участии.
В своем доме супруги Курбатовы живут больше 50 лет. Пол просел, рамы нужно заменить, показывают ветераны. Поселковые власти обещали помочь и начали собирать документы на получение нового жилья. А несколько дней назад в дом пенсионеров постучались две незнакомые женщины и предложили обналичить жилищный сертификат.
Надежда Курбатова: "Соцработники сказали, что у них есть квартира в селе Потанино. Поедемте, вы посмотрите, понравится, значит, эту квартиру мы вам отдаем, мы сами обналичим все. Вы получите эту готовую квартиру и документы на квартиру".
Пенсионеры тогда решили посоветоваться с детьми и пообещали женщинам дать ответ позже. Только по счастливой случайности, пожилые люди не подписали никаких документов. Как выяснилось, позже в дом Курбатовых тогда пожаловали мошенники.
Поисками мошенников уже занимается милиция. По мнению специалистов, так называемые, "черные риэлторы" заранее знали, где живут ветераны войны, их паспортные данные и жилищные условия. Вот только, каким образом конфиденциальная информация попала в руки этих дельцов, пока неизвестно.
В Ульяновске такая база данных совершенно официально была передана коммерческой фирме Министерством здравоохранения области. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что ведомство договорилось с одной из фармакологических компаний о проведении исследования - насколько хорошо население обеспечено лекарствами. Для этого фирме и были предоставлены данные практически на всех жителей области - это более миллиона человек. Но при этом Минздрав почему то не позаботился заключить договор о неразглашении полученной информации.
Василий Зима, старший помощник прокурора Ульяновской области: "Посторонние лица получили, по сути, полный доступ к региональному сегменту федерального регистра лиц, которые являются льготниками на получение лекарственных средств, паспортные данные, то есть фамилия, имя, отчество, год рождения человека, его адрес, номер, серия полиса медицинского страхования".
В отношении министра здравоохранения Ульяновской области Владимира Петрова уже возбуждено административное дело, ему грозит крупный штраф. Сам же чиновник заявляет, что сделал это не специально.
Валентина Караулова, директор Департамента медицинской помощи и развития здравоохранения Ульяновской области: "Позиция министерства, естественно, направлена на неразглашение данных персональных, но мы работали с данной организацией, работаем не первый год, но договор вовремя не заключили, опоздали с заключением договора. На сегодняшний день все эти нарушения устранены".
В прокуратуре говорят, что министру здравоохранения крупно повезло - ценными данными не успели воспользоваться мошенники. Ведь информация об одиноких стариках особенно ценна для преступников. Обмануть доверчивых пенсионеров особенно легко. В стране расследуются сотни подобных дел. Зная об этом, глава поселка Вахрушево Елена Русакова в очередной раз предупреждает ветеранов быть осторожнее. Она просит не открывать дверь незнакомым и не подписывать никаких документов.
Ведущий: Как распознать мошенников, которые выдают себя за благодетелей, расскажет руководитель департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян, Мошенникам проще всего проникнуть в дом под видом социальных работников. Что выдает такого преступника? Как с ходу понять, что это не ваш сотрудник?
Гость: Ну, во-первых, наши сотрудники просто так по домам не ходят - это первое. Социальные работники ходят только к своим постоянным клиентам, и клиенты сами знают в лицо своего социального работника. Если просто так к кому-то пришли, позвонили в дверь и сказали: "Здравствуйте, я социальный работник", - это мошенники, надо брать трубку и звонить "02".
Ведущий: Ваш социальный работник может уйти в отпуск, может заболеть.
Гость: Социальный работник, если уходит в отпуск, то из центра социального обслуживания заведующий отделением, которого, кстати, клиенты тоже знают по имени, отчеству, звонит и предупреждает, что ваша Маша с сегодняшнего дня находится в отпуске, вместо нее будет Катя.
Ведущий: Социальные работники по одному ходят или вдвоем, втроем?
Гость: Нет, они поодиночке ходят.
Ведущий: Если двое, то это точно мошенники?
Гость: Если двое, точно мошенники.
Ведущий: Что точно не могут обещать, предлагать настоящие соцработинки?
Гость: Настоящие соцработники ничего не могут предлагать, потому что вся государственная помощь оказывается только в заявительном порядке. Если сам клиент обратился в центр социального обслуживания или в районное управление социальной защиты с какой-то просьбой оказать ему материальную помощь, или оказать ему продуктовую помощь, или вещевую помощь, только в этом случае его заявление будет рассмотрено и будет принято решение, его пригласят самого для получения той или иной помощи. Если этот неходячий больной пользуется услугами социального работника, только в этом случае социальный работник ему принесет на дом эту помощь.
Ведущий: Какие-то акции по таблеткам, по путевкам - такого быть не может?
Гость: Государственное учреждение социальной защиты, государственное учреждение здравоохранения города Москвы никаких акций по выдаче бесплатных или льготных лекарств или продуктов каких-то льготных не проводили, не проводят и не будут проводить.
Ведущий: А вообще из отделений вашего департамента, из собесов могут позвонить и спрашивать какие-то сведения, номер паспорта, номер банковского счета.
Гость: Нет, у нас все данные наших клиентов имеются в нашей информационной базе. По телефону никаких данных о себе не давайте, не открывайте дверь незнакомым лицам. Как детям объясняем, что никогда по телефону ничего не приобретайте, не покупайте никаких медикаментов, никаких продуктов, не нужно этого делать.
Ведущий: Если доверчивый пожилой человек все-таки впустил к себе в дом лже-соцработника, что должно насторожить в его поведении, вдруг это настоящий? Что в поведении такого человека может насторожить? Чего не должен делать точно соцработник, находясь дома у подопечного?
Гость: Ну, во-первых, он не должен свободно разгуливать по комнатам, не должен лазить в шкафы, в гардеробы, в письменные столы в том числе, он не должен задавать ненужных вопросов, связанных с имуществом, с наследством и так далее.
Ведущий: Документы может попросить какие-нибудь?
Гость: Документы он тоже не может просить, потому что работа социального работника не связана никоим образом с документами на недвижимость или на имущество.
Ведущий: Но если все-таки пенсионер, инвалид допустил такую промашку, впустил к себе в дом мошенника, как ему действовать? Может, особо не привлекая внимание, как-то позвать на помощь?
Гость: Нужно воспользоваться телефонной связью, набрать "02", или же как-то вызвать соседей на помощь, если он уже пустил его. А вообще я рекомендую нашим пожилым людям, нашим пенсионерам, даже если они никого не ждали, никого не приглашали, лучше и не затевать разговор, пусть даже через дверь, не нужно этого делать, не нужно рисковать .
Советы:
Сотрудники собеса ходят только поодиночке и в рабочие часы. У них есть удостоверения. К тому же они закреплены за подопечными, которые знают их в лицо.
Если кому-то случается уйти в отпуск или заболеть, то пожилому человеку, инвалиду звонят из центра обслуживания и предупреждают.
Подлинные соцработники никому ничего не предлагают. Порядок таков, что люди сами обращаются, если им нужна какая-то помощь.
Из собеса никогда не позвонят и не начнут выведывать у подопечного какие-то данные об имуществе, родных и т.д.
Если вам предлагают бесплатные или льготные таблетки, продукты, путёвки, одежду, это явные мошенники.
Сотрудник собеса не имеет права разгуливать по комнатам, копаться в ящиках, проверять документы подопечного и заставлять подписать какие-то бумаги.