У каких свадебных обрядов есть исторические корни, а какие возникли недавно?
Как особое достижение, многие супруги воспринимают каждый год совместной жизни. А уж когда речь заходит о десятилетиях брака, то со стороны это вообще кажется подвигом. Потому-то и празднуют с таким трепетом всякую годовщину свадьбы, начиная уже с первой.
У Александра и Эльвиры - первая годовщина свадьбы, в народе именуемая ситцевой. Как её следует отмечать, молодая пара не знала, и за сведениями о традициях пришла в местный краеведческий музей. Знатоки обрядов обрадовались гостям и выплеснули на супругов все свои запасы фольклора.
С первым испытанием Александр и Эльвира справились успешно - хоровод водить умеют все. Трудности возникли, когда молодым предложили свернуть полотенце, называя друг друга ласковыми словами. Пара обнаружила, что за год совместной жизни не слишком преуспела в освоении лексикона нежностей. Это не беда, говорят хранители традиций. Главное чтобы добрых слов было больше, чем бранных.
Но самое главное событие первой годовщины - семейной паре дарят отрезы ситцевой ткани. Подарок с намёком. Пора, дескать, пелёнки шить и детей заводить.
Семилетие своего брака Олеся и Павел Мурзиковы решили отметить далёким от традиций образом. Муж впервые привёл жену на свою работу в медеплавильный цех. И недаром – свадьба-то медная. Посмотрела Олеся на огромные печи, послушала шум завода, ощутила жар раскалённой меди и поняла, почему муж возвращается домой таким уставшим. А ещё, что нужно быть мягче друг к другу.
По традиции, на семилетие свадьбы нужно обменяться медными монетами. Но Олеся и Павел этого делать не стали. Меди в их жизни и так хватает с лихвой, гораздо важнее провести этот день рядом и несмотря на годы совместной жизни, узнать друг о друге что-то новое.
Тамара Алексеевна и Юрий Васильевич вместе уже 50 лет. К золотой свадьбе драгоценного металла не накопили. Для них золото - это воспоминания. И поскольку за полвека ни у одного из них не было и мысли о разводе, воспоминания эти по большей части хорошие.
Тамара Коршунова: "Никогда не ссорились. Всерьёз. Ну, каждый день на кухне только, а так никогда не ссорились".
Эта свадьба не такая роскошная, какой была первая, 50 лет назад. Супруги одеты по-домашнему, да и гостей немного. Зато за этим столом есть самые дорогие люди, которых они при всём желании не смогли бы пригласить на самое первое торжество. Трое детей, четверо внуков и один правнук.
У Валентины Константиновны вся жизнь, как нескончаемая свадьба. Она единственная на всю Белоруссию мастерица, умеющая выпекать свадебные караваи. Делать их принято огромными, многоярусными, под пуд весом и украшать множеством фигурок. Вся работа занимает не меньше четырех дней.
И хотя на годовщину свадьбы караваи пекут размером поменьше, без помощника не обойтись. Помогает бабушке, а заодно и перенимает ремесло, её правнучка Валерия.
Каждому персонажу на таком хлебе полагается пара. Жениху - невеста, сватье - сват. И даже фигурки музыкантов выступают дуэтами. А поскольку этот каравай мастерицы делали на "розовую" свадьбу, то и сахарных цветов должно быть в избытке.
Валентина Уласик: "Обязательно должны быть розовые цветочки, много песен, юмора. Счастливо прожила эта пара - дай бог, чтоб они прожили ещё такой период времени в таком здравии и в такой дружбе".
Все, кто заказывают караваи у Валентины Константиновы, в восторге от её работы. Но гордится мастерица не столько хлебом, который печёт и украшает, сколько тем, что ни одна семья, на свадьбе которой был её каравай, не распалась.
Гость в студии - Елена Самоделова, доктор филологических наук.
Ведущий: Точно проследовать традициям и сочетаться браком также, как наши далекие предки, будущим супругам поможет советами доктор филологических наук Елена Самоделова. Как этот торжественный день начинался у женихов и невест прошлых веков?
Гость: Утро проводила невеста в своем доме, а в деревнях она могла пригласить подружек, которые с ней ночевали последнюю ночь. Накануне свадьбы устраивался девичник у невесты и мог устраиваться, правда, не везде, мальчишник у жениха.
Девичник у невесты - это не значит, что там были исключительно подруги. Девичник, конечно, был направлен на расставание девушки со своими подругами, с молодостью, с девичеством. Но туда приезжали родственники жениха, старшее поколение, родители жениха.
Ведущий: День свадьбы. Мужчина приезжает за свой возлюбленной. Как его полагалось помучить, поиздеваться над ним?
Гость: Его роль была - роль статиста. Потому что он, конечно, главное действующее лицо, но за него делали все, совершали все действия специально назначенные люди. У жениха был дружка. И там, где нужно было, например, очистить дорогу от посторонних, повоевать, завоевать невесту, или вообще, войти, преодолеть препятствие, там применялась, действительно, мужская сила.
Ведущий: Какая роль на свадьбе отводилась родителям невесты и маме и папе жениха?
Гость: Они в день свадьбы являлись принимающей стороной или провожающей. Они должны были, во-первых, соблюсти все обычаи, чтобы все было сделано, чтобы судьба благосклонна была к молодоженам. И они должны были подготовить свадебный стол. И, конечно, они благословляли своего сына или дочь, или уже пару на брак.
Ведущий: После венчания начиналось застолье. Какая тут церемония?
Гость: Был еще интересный момент перед венчанием. Когда жених с невестой, посидев просто за столом, буквально посидев и не притронувшись к еде, отправляясь в церковь, то невеста должна была дернуть кусочек, кончик скатерти для того, чтобы подруги все вышли замуж. Она показывала таким образом путь к венцу. Сейчас этот обычай исчез. Но вместо него появился новый, когда невеста бросает свадебный букетик.
Ведущий: Сейчас из ЗАГСа муж новоиспеченную жену выносит на руках, а гости обсыпают их рисом или монетками. У этого есть какие-то исторические корни?
Гость: Обсыпание тоже известно с незапамятных времен. Обсыпали не при выходе из церкви, а при входе в дом к родителям молодого. Обсыпали зернами, из чего будут потом хлебы печь, и хмелем. А насчет того, что вносил ли жених невесту или выносил на руках - нес ли он ее на руках? Нес, но, как правило, он вносил невесту в свой дом для того, чтобы никакие духи не помешали, не повредили его супруге.
Ведущий: Какие были традиции праздновать годовщину свадьбы? Бумажные, деревянные, серебряные, золотые свадьбы, и так далее?
Гость: Никаких "ситцевых", "розовых", "оловянных", "стеклянных" и прочих свадеб в старину не было. Свадьба отмечалась один раз, когда она реально происходила.
Девичники и мальчишники устраивали и наши предки. Суть так же была в прощании с холостяцкой жизнью, но проходило всё скромнее, чем сейчас. В этом могло поучаствовать и старшее поколение.
Жениху и невесте на свадьбе отводилась довольно скромная роль, а главным, кем-то вроде и свидетеля, и тамады был так называемый дружка - человек женатый, который со знанием дела вводил молодых в семейную жизнь.
По традициям, родители невесты должны угостить всех утром в день свадьбы, а стол после бракосочетания - это уже забота близких жениха.
Выносить молодую жену из ЗАГСа, кидать букет в толпу незамужних девиц, осыпать молодых монетками, рисом, кататься перед пиршеством - у этих обычаев есть исторические корни.
Чтобы сделать всё, как раньше, надо молодых и пожилых рассадить за разные столы. Невеста должна каждому гостью подготовить презент, а тот в благодарность обязан щедро одарить её деньгами.
Никаких "ситцевых", "бумажных", "золотых", "бриллиантовых" и так далее свадеб на Руси никто никогда не праздновал. Это повелось сравнительно недавно.