От высоких грунтовых вод и оползней страдает целый район Ставрополя
Представьте себе мир, в котором нет ни одной горизонтальной поверхности. Полы и стены с каждым днём перекашиваются всё сильнее. Невозможно нормально расставить мебель, трудно даже ходить. Но именно в таких условиях приходится жить тысячам людей в одном из районов Ставрополя. И это не просто неудобно, но и смертельно опасно.
В доме Нины Васильевны всё под наклоном в 30 градусов. Полы перекошены, а то, что на них, норовит уехать в другой конец комнаты, как этот кочан капусты. Для пенсионерки с плохим зрением, больными суставами и кардиостимулятором прогулка по собственному дому - почти что смертельный номер.
Из-за оползня одна из стен уходит в землю, и под своим весом дом постепенно разрушается. Заходить внутрь отказываются даже соцработники: пенсию и продуктовые наборы 85-летнего ветерана просят получать на улице.
Эти дома - только по документам недвижимость. Переулок Апрельский медленно сползает к реке Ташла. Всему виной - грунтовые воды. Здания и коммуникации от движения трещат по швам. В первом попавшемся газопроводе обнаруживается утечка.
Таисия Михайловна отстроила свой дом в 1965 году. Вспоминает, как советских рабочих наспех обеспечивали землёй и жильём. О том, что оползни в этом районе - обычное дело, никто не упоминал. В конце 80-х почва стала уходить из-под ног.
Таисия Порфилова, пенсионерка: "У нас дом принимали, никаких не было замечаний, правильно все было построено. Они говорят: откуда мы знали, что будет ползти? А мы откуда знали?"
Поначалу пенсионерка пыталась бороться со стихией: укрепляла стены, подпирала фундамент. Когда поняла, что это бесполезно, обратилась за помощью к местным чиновникам. Но они предложили горожанам самостоятельно улучшать жилищные условия.
Таисия Порфилова, пенсионерка: "Лучше я бы работала целыми днями без выходных, чем ходить к чиновникам в администрацию и слышать их невнятное мычание".
Чтобы понять, насколько сильно этот район пострадал от оползня, достаточно прогуляться по бетонным дорожкам возле домов. Когда-то они лежали абсолютно горизонтально, но теперь не выдерживают напора сползающей почвы. Впрочем, как и другие, даже самые прочные конструкции. Специальная комиссия признала, что жить в разрушающихся домах нельзя. Но многие люди не уезжают отсюда, им просто некуда идти.
На отвод грунтовых вод нужно 140 миллионов рублей. Переселение из зоны бедствия, а это полторы тысячи домовладений, ещё затратнее. Деньги городские и краевые власти пока не нашли. Жители злополучного района не попадают и под существующую программу расселения, она рассчитана только на многоквартирные дома.
Игорь Серов, глава администрации Октябрьского района г. Ставрополя: "На частный сектор это не распространяется. Этой проблемой стали заниматься в условиях кризиса, то есть, нехватки денег. Но проблема будет решаться, и я думаю, в 2010, максимум в 2011 году она будет решена".
Многие горожане не выдержали жизни в таких условиях и покинули район. В своих домах остались в основном пенсионеры и малоимущие семьи. Жильцы надеются, что за пару лет, пока проблема решается на кабинетном уровне, оползень не продвинется слишком далеко.