Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Что это было? Сейчас, когда с рублем все вроде бы устаканилось, самое время спокойно оценить всю эту поучительную историю. То, что причины падения рубля лежат за пределами нашей юрисдикции, — это банальность. Мировая экономика стагнирует, Европа заваливается, падают цены на нефть. А когда они падают, наш рубль ведет себя в точности, как прославившийся интернетный хомяк — изображает смерть.
С начала падения в мае цена на нефть опустились на 18%. Ровно на те же 18% опустился курс рубля к доллару. Напомним, что уже при первых признаках падения Центробанк заявил, что считает ситуацию нормальной и в ближайшие дни никаких валютных интервенций проводить не собирается.
Центробанк наш постоянно твердит, что удержание курса рубля любой ценой, то есть борьба со стихиями, не входит в его задачи. А задачи его — сглаживание спекулятивных колебаний. И это правильно. И начинать валютные интервенции в начале падения и на фоне дешевеющей нефти глупо. Однако публичное заявление, что таких интервенций не будет — прямой сигнал спекулянтам играть против рубля.
Снижение цен на нефть служит естественным сигналом для рынка продавать рубли. Играя на понижение, валютные спекулянты, если им не мешать, всегда опускают курс ниже равновесного. И это самый удобный момент для Центробанка начать продавать валюту. За последние три дня, на фоне дорожающей нефти Центробанк продал на валютном рынке 600 миллионов долларов.
То есть, и резервы не растратил — даже заработал, и рубль поддержал. Это самая естественная и комфортная позиция для регулятора рынка: продавать то, что дорого, и покупать то, что дешево. И таким образом и зарабатывать, и выравнивать колебания. Политика Центробанка технически безупречна. И это лучший сигнал гражданам не дергаться при конъюнктурных колебаниях валютного рынка. Если эти граждане не являются профессиональными валютными спекулянтами.
"Если цена на нефть прекратит свое падение, то скорее всего рубль укрепится уже в ближайшие дни. Если цена на нефть продолжит свое падение, то возможно, но не обязательно, рубль будет ослабевать", - заявил глава Центробанка Сергей Игнатьев.
Вот это "не обязательно"... Весьма забавно. На самом деле, никаких иллюзий по поводу прямой зависимости рубля от цен на нефть, то есть от внешней конъюнктуры, нет. Даже на официальном уровне. Иллюзии и гадания есть только по поводу самой этой конъюнктуры.
"В твою судьбу хочу вчитаться, но неразборчива строка. Лишь вижу цифру 19. Пока" (цитата из к/ф "Формула любви")
Вчитываться в строки судьбы — непрофильная задача для денежного регулятора. Однако пока эта судьба от нас не зависит, рекомендуется исповедовать здоровый расслабляющий фатализм. В контексте глобального кризиса это на сегодня единственная общечеловеческая ценность.
Однако, до свидания!