Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
На фоне почти идиллического контекста Довильской встречи нашего Президента с лидерами Франции и Германии, его заявления относительно финансовой системы прозвучали голосом вопиющего в пустыне. Правда, голос этот был обращен не столько к партнерам по переговорам, сколько ко всему человечеству. В нашем случае, к "двадцатке".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "И вообще, "двадцатке" пора сделать что-нибудь окончательное. Что значит окончательное? Имею в виду безусловные фундаментальные договоренности. И для "двадцатки" это вопрос структуры валютно-финансовой системы".
Можно заметить, что наш Президент - чуть ли не единственный – ну, может быть, еще изредка китайцы - кто систематически напоминает об идее глобальной финансовой реформы, чем, очевидно, сильно расстраивает своих благодушно настроенных партнеров. Действительно, обсуждать с лидерами Еврозоны глобальную финансовую конфигурацию как-то не деликатно. Это как про веревку в доме повешенного.
Как заметил Уоррен Баффетт, один из самых прозорливых финансовых инвесторов: "Когда вы пытаетесь сделать так, чтобы большая группа стран с разными культурами, разными отношениями к фискальной политике пользовалась единой валютой - это вызов. Думаю, понаблюдать за этим интересно. Но лучше издалека, а не вблизи".
Баффету хорошо, он может понаблюдать издалека. Недавний кризис евро доказал только одно: в нынешней конфигурации мировой финансовой системы единственной полноценной валютой является неполноценный доллар. Причем, вне зависимости от финансовой политики той или иной страны. При этом империя доллара раскручивает темы валютной войны с китайским юанем, утверждая, что юань страшно занижен. А экспансия дешевых китайских товаров препятствует восстановлению американской экономики.
"Повышение курса юаня не поможет разрешить проблему дисбаланса в торговле Китая и США. Для его устранения Вашингтону следует упорядочить свою экономическую систему", - отмечает китайская "Жэньминь жибао". В действительности, США хотят за счет Китая разрешить собственные проблемы с экспортом.
На самом деле Китай сегодня — единственный локомотив мирового роста. И отсюда - единственный источник прибыли для американских же финансовых корпораций. При этом китайский торговый профицит и связанный с этим колоссальный приток долларов в Китай — единственный источник финансирования огромных американских долгов.
Китай просто на эти доллары скупает американские долговые бумаги. Если приток долларов в Китай прекратится, кредитовать Америку будет просто некому. А если бы американцы действительно стремились к порядку в мировых финансах и прекращению "валютных войн", им бы навести порядок в отношениях между долларом и евро. Но именно это делать они категорически отказываются потому, что хотят пользоваться слабостями евро.
Как сообщает "Уолл Стрит Джорнел Юроп", глава МВФ Доминик Стросс-Кан выступил за введение контроля за свободным движением капитала.
"В настоящее время ежедневный оборот горячих спекулятивных капиталов в мировой валютной системе составляет примерно четыре триллиона долларов", - пишет газета. - "Эти средства в случае финансовых потрясений способны вызвать развал финансовой системы развивающейся страны или группы государств".
Четыре триллиона в день! И, как вы думаете, где это все вертится? Правильно, на валютных рынках. Зачем рисковать, кредитовать, вкладываться в активы, когда можно спекулировать валютами? И вот сейчас они введут валютный контроль. И вот когда вся эта бешеная наличность потечет назад, на родину, в родную Америку, вот тогда они еще вспомнят нашего прозорливого Президента.
Однако, до свидания!