Своевременно ли WADA уведомило спортсменов о введении мельдония в черный список? Мнение специстов
Между тем, в спорах специалистов на первый план выходит вопрос, насколько своевременно WADA уведомило атлетов о планах внести милдронат в чёрный список. Период выведения его из организма никому не известен - исследований на этот счёт не проводилось. Поэтому не исключено, что некоторые жертвы мельдониевого скандала на самом деле последний раз принимали препарат задолго до введения запрета.
Это была роковая ошибка. Волейболист Александр Маркин признается: запрещенный с 1 января милдронат принимал еще в декабре. Врачи уверяли: организм очистится совсем скоро. Однако в пробе, взятой через месяц после приема, обнаружили большое количество уже ставшего допингом вещества.
"Мы знали, что он выводится именно в ближайшие дни из организма. По инструкции написано вообще: в ближайшие три-шесть часов - период выведения. Но как оказалось, это совсем не так, после того, как мы начали копать", - рассказывает волейболист Александр Маркин.
Глубоко копать не пришлось. Сроки "от трех до шести часов" действительно есть в описании "милдроната", но маркер "T пополам" указывает: речь идет о "периоде полувыведения" или, как его еще называют, "периоде полуэлиминации". То есть времени, за которое из организма выводится половина действующего вещества. Оставшиеся 50%, как правило, оседают во внутренних органах на более длительный срок.
"Есть лекарственные препараты, которые имеют аналогичный период полуэлиминации, как, скажем, у интересующего нас препарата, а следовые так называемые концентрации, еще чтобы целиком организм очистился от такого лекарства, необходимо, я считал, 28 недель, к примеру, - то есть полгода", - поясняет главный фармаколог Санкт-Петербурга Александр Хадживис.
Сколько времени потребуется, чтобы вывести мельдоний из организма полностью, фармакологам неизвестно. Данных об этом нет даже у разработчика препарата.
"Никто не заказывал таких исследований, поэтому, я думаю, никто толком не знает ответа на этот вопрос. Потому что кривая выведения, она такая — сперва концентрация повышается, потом она падает, а потом очень медленно-медленно-медленно снижается", - отмечает фармаколог, автор-разработчик препарата мельдоний Ивар Калвиньш.
Если учесть, что метаболиты — продукты распада вещества — могут накапливаться в организме, а также то, что многие спортсмены принимали милдронат годами, очевидно, что установить время последнего приема просто невозможно. Следы запрещенного препарата в анализе могут говорить как о недавнем приеме, так и о последствиях систематического применения в прошлом.
"При анализе фиксируется не только сам препарат, но и наличие его метаболитов в пробе, то есть продуктов его распада. Современная техника, которая используется в лабораториях, обладает достаточной чувствительностью, чтобы распознавать следы метаболитов в пробах в течение трех-четырех, а иногда и более месяцев", - поясняет спортивный юрист Артем Павец.
Мельдоний внесен в черный список Всемирного антидопингового агентства с 1 января. После этого обнаружение его следов в анализах спортсменов ведет к неминуемой дисквалификации. Предупреждения Федерациям разослали в сентябре, то есть более чем за три месяца. Тогда и следовало прекратить прием милдроната. Но достаточный ли это срок, чтобы организм успел очиститься? К примеру, в Союзе конькобежцев России заявляют: от лекарства отказались сразу же после первого письма из WADA. Однако трое наших спорnсменов: Павел Кулижников, Семен Елистраторв и Екатерина Константинова - провалили допинг-текст: в их анализах нашли следы мельдония. Все трое, кстати, уже прошли проверку на "детекторе лжи". Получить его от врачей конькобежцы также не могли.
"Врачи сборных команд получают препараты исключительно со склада ФМБА, где находятся только препараты, разрешенные к применению. Спортсмены получают все препараты исключительно из рук врача, никто ничего сам не покупает и не принимает", - отмечает президент союза конькобежцев России Алексей Кравцов.
Но в антидопиноговом законодательстве презумпции невиновности нет. Вместо этого работает принцип строгой ответственности спортсмена. Если запрещенный препарат нашли в анализах, атлету, считающему себя невиновным, придется самому доказывать, что обнаруженное вещество было принято еще до запрета. В случае с мельдонием это практически невозможно. Потому и Международный союз биатлонистов сейчас инициирует дополнительное исследование милдроната. В Союзе считают, что до получения результатов все санкции, наложенные на замешанных в скандале спортсменов, необходимо отложить.