Уникальная операция в Петербурге: впервые в мире хирурги заменили шейные позвонки протезом
Операция на грани фантастики: в Петербурге пациенту заменили шейные позвонки, пораженные метастазами. Задача, которая стояла перед специалистами, раньше считалась невыполнимой. И вот медицинская сенсация!
В свои 62 года Михаил Александрович говорит, что родился заново. Пока на его шее поддерживающий воротник, но к лету он его снимет и уедет на дачу, как сам говорит, копать огород. А сейчас регулярно заходит сюда, в НИИ онкологии имени Петрова. Общается с больными: поддерживает, дает советы. И не устает благодарить врачей. Ведь еще месяц назад он сам лежал в этих палатах, не строя никаких планов на будущее.
"Поставили диагноз остеохондроз и лечили. Боли были страшные. И когда сделали снимок, рентген, увидели, что у меня просто-напросто 4-го позвонка уже нет", - рассказывает Михаил Зюзгин.
Шесть лет назад в другой больнице другие врачи удалили ему опухоль почки. Но не заметили, что метастазы перешли в шею. Лечили остеохондроз, а шейные позвонки тем временем разрушались. У здорового человека их 7, у Михаила Александровича в результате осталось два. Еще несколько месяцев назад его считали обреченным. Но петербургские хирурги решились на операцию. До них никто в мире не брался одновременно удалять пораженные раком кости и множественные метастазы в мягких тканях. Да еще в шее. Оперировали в четыре руки.
Вначале пациенту удалили все пораженные позвонки: со второго по шестой включительно, не задевая спинной мозг - он остался открытым. Одновременно в шее Михаила Александровича вырезали раковые образования на мышцах, сосудах, нервах. Затем череп и здоровую часть позвоночника соединили специальными скобами. А внутри установили сетчатую титановую трубку, заполненную костным цементом. Эта двойная конструкция держит голову пациента на плечах, а еще защищает и сохраняет в нужном натяжении спинной мозг, который расположен теперь как раз между скобами и трубкой.
"Позвоночник на протяжении 12 см отсутствует. Полностью отсутствует позвоночный столб, но при этом мозг сохранен, сосуды, которые питают головной мозг, и нервы, которые идут на руки, на ноги", - сообщил заведующий хирургическим торакальным отделением НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова Евгений Левченко.
"Это всем трудно представить, потому что все задают вопрос, а куда вы дели нервы, сосуды? Но дело в том, что выбора нет, у нас нет возможности сделать план A, B, C, пошло так — сделаем по-другому", - говорит научный руководитель отделением нейроортопедии с костной онкологией РНИИТО им. Р.Р. Вредена Дмитрий Пташников.
Они объясняют: их секрет в профессиональном содружестве и поиске новых возможностей на стыке медицинских дисциплин. Это уникальный тандем: хирург-ортопед и хирург-онколог. Дмитрий Пташников работает в институте травматологии имени Вредена, Евгений Левченко – в онкоинституте имени Петрова. Каждому надо было освоить практически новую профессию: ортопеду научиться удалять опухоли, онкологу – знать искусство протезирования. А еще собрать хирургическую бригаду, в которой все понимают друг друга без слов.
"С 2009 года создавалась система, система взаимодействия между ортопедами-вертебрологами в моем лице и хирургами-онкологами в лице Евгения Владимировича. Именно альянс решает конкретные проблемы", - сказал научный руководитель отделения нейроортопедии с костной онкологией РНИИТО им. Р.Р. Вредена Дмитрий Пташников.
Теперь их наперебой зовут то журналисты, то коллеги из-за рубежа: симпозиумы, научные статьи... А они уже готовятся к новой, еще более сложной операции. Михаил Александрович идет на поправку и убеждает других пациентов верить врачам, которые умеют творить настоящие чудеса.