В больницах средней полосы России — наплыв «сезонных» пациентов, отравившихся грибами
В России наступил долгожданный грибной сезон - в лес отправляются и те, кто хорошо знает, что можно положить в корзинку, а что нет, и те, кто просто охвачен общим азартом. Но врачи предупреждают, что неподготовленность и невнимание во время сбора грибов может закончиться трагически.
Лидия Алексеевна Горелышева ходит на грибную охоту без малого лет сорок и знает точно - их мало собрать. Нужно еще уметь приготовить. Ведь некоторые дары леса безвредны лишь после варки или вымачивания.
Кто в грибах не понимает, но их пробует — рискует. Дмитрий Драков отправился в лес, доверившись приятелю, и оказался на больничной койке.
"Он говорит - хорошие грибы, что он разбирается в них. Взяли, но не то чего-то, видимо", - рассказывает Дмитрий.
Таких пациентов врачи называют "сезонными". Они появляются вместе с грибами. Только за этот год в разных регионов России зафиксированы десятки случаев, в том числе, летальные.
"У нас поступило 15 человек с отравлением грибами. Из них шесть человек было именно с отравлением бледной поганкой", - рассказала заведующая токсикологическим отделением Областной клинической больницы Липецка Ольга Кривошеева.
Бледная поганка — один из самых ядовитых грибов — коварна. Симптомы могут проявиться не сразу, а спустя шесть или даже двенадцать часов.
Опасны и так называемые грибы-двойники, и здесь важно знать отличия.
Например, желчный гриб похож на белый, но мякоть его при срезе розовеет. Ложные лисички распознают по более яркому красно-оранжевому цвету, а у ложных опят в отличии от съедобных нет кольца на ножке. Токсикологи рассказывают — есть особые грибы: навозники становятся вредными в сочетании с алкоголем, а ядовитые вещества паутинников могут затаиться и атаковать организм неделю спустя.
"Есть определенные географические особенности - где отравления этими плохими грибами, поганками, в частности, наиболее часто встречаются. Это территории средней полосы России, там мало лесов, там мало хороших грибов, население их меньше знает", - поясняет главный токсиколог Минздрава России Юрий Остапенко.
Но съедобный гриб — далеко не гарантия прекрасного самочувствия. Отравиться можно и таким хорошим с виду подосиновиком. Ведь вырасти он мог неподалеку от трассы, а значит, впитал в себя много вредных веществ.
Приобретая грибы с рук, покупатели вряд ли узнают, где они были срезаны. Ответ один: товар - качественный, собран вдали от фабрик и заводов.
Самодельные консервы могут быть еще опаснее. Ведь что попало в банку — неизвестно. Театральный режиссер Николай Коляда считал, что в грибах разбирается, но сам едва не угодил в больницу, поверив актерскому мастерству уличных торговцев.
"Естественно, продавец говорит, что очень свежие, очень вкусные, прямо конфетка, вкусно невозможно. И я купился на это, купил банку. Приехал домой, вечером и съел эти грибы. Ночью проснулся через четыре часа, и началось такое, что я чуть не помер", - рассказывает режиссер.
На городских рынках уверяют, что грибы проверяли и на радиацию, и на токсины. Но показать документы отказываются.
Собирать грибы, не разбираясь в них; покупать, не требуя документов - ежегодно в эту опасную игру "повезет - не повезет" по разным причинам играют тысячи людей. А придорожные торговцы порой по-честному признаются, что выбор делает покупатель, а они за свой товар поручиться не готовы.