В Италии готовят операцию по пересадке головы
Совершить невозможное - провести операцию по пересадке головы - обещает нейрохирург из Италии. На безумное, на первый взгляд, предложение согласился пациент: наш соотечественник, страдающий от смертельного недуга. По всему миру коллеги смелого врача спорят, возможно ли это, и призывают его все-таки не терять голову и трезво оценить возможности. Но сам он уверен в успехе.
Его голову пересадят на чужое тело. Владимир Спиридонов, российский программист, дал согласие итальянскому хирургу на уникальную и уже нашумевшую операцию. Трансплантация не отдельного органа, а целого тела человека — такого еще никто в мире не делал. Смертельный диагноз — врожденная спинальная мышечная атрофия - толкает Владимира на рискованный шаг. Его мышцы и скелет остановились в развитии еще в раннем детстве. С таким диагнозом редко живут дольше 20 лет. Владимиру уже 30. Болезнь прогрессирует. Он уверен, его единственный шанс - операция.
Предполагается, что голову пациента и его будущее донорское тело сильно охладят. Это продлит жизнь тканей без кислорода. Сначала соединят спинной мозг специальным клеем - полиэтиленгликолем — он вызовет рост нервных окончаний, уверяет хирург. После сошьют сосуды и мышцы, закрепят позвоночник. А пациента погрузят в кому почти на месяц, чтобы избежать любых движений. Специальные электроды будут тем временем стимулировать спинной мозг.
Донором тела станет человек, у которого наступила клиническая смерть или преступник, приговоренный к смертной казни. Стоимость проекта — 11 миллионов долларов.
"Авантюристическое заявление, которое ничем не подкреплено. Человек, который мог бы это сделать, должен был заявить о том, что он научился восстанавливать спинной мозг. Если бы он это заявил, получил бы Нобелевскую премию", - говорит директор НИИ скорой помощи им. Склифосовского А. Хубутия.
В успехе операции уверен хирург. О своем многообещающем и дорогостоящем проекте он уже делает презентации. Причем не только для коллег. Даже для обывателей. Эти доклады - почти шоу: сам хирург на сцене в приглушенном свете, а научные термины понятны каждому.
"В традиционной неврологии принято: импульсы из мозга передаются в спинной мозг. Я бы назвал его хайвэем. Его волокна как спагетти. "Спагетти" вступают в контакт с клетками — клетки заставляют нас двигаться. Так вот, все устроено не так. Я расскажу вам о своей программе — и мир изменится навсегда", - говорит он.
Навсегда мир изменится для Владимира, прогнозирует итальянский медик. Сразу после пробуждения пациент ощущать будет только лицо. Физиотерпаия за год поставит его на ноги. Его российские коллеги говорят о гораздо более глубоких нюансах в науке - трансплантологии.
Сенсационные трансплантации все чаще становятся медицинской практикой. В 2002-м бостонские врачи пересадили пациенту две руки. За год до этого другому пациенту подарили чужое лицо. Операция длилась 15 часов. Пересадка женщине понадобилась после нападения — ревнивый муж облил ее кислотой. Пересадили нос, губы, мимические мышцы, часть шеи и даже лицевые нервы.
Примерно в это же время и в Польше проводится подобная операция. Из-за опухоли на лице девушка с трудом жевала, глотала и даже говорила. Ее оперировали почти сутки. Успешно.
Уникальные кадры одной из последних хирургических побед. В Швеции врачи впервые в мире пересадили матку - от матери дочери. И через два года принимали роды прооперированной девушки. Ребенок родился недоношенным, но здоровым. Хирурги признавались, несмотря на успех, рутинной операция станет не скоро: только на подготовку у них ушло 13 лет.
Но чтобы соединить с головой целое тело - такое проводили пока только на животных. Известно, прооперированная обезьяна с новым телом прожила лишь несколько дней.
Первые эксперименты проводили на собаках. Еще в Советском Союзе. Физиолог Сергей Брюхоненко работал над аппаратом искусственного кровообращения. И создал его. Это не просто кадры кинокошмара — это научные доказательства. Сердца в банках колотятся, легкие дышат. Но самой впечатляющая - голова. После операции она оставалась не только живой, но и в сознании.
Сегодня итальянский хирург заявляет — он готов провести операцию, но окончательное решение — за общественностью. Если будут против, он откажется от главного эксперимента своей жизни.