Отмена платного донорства в России грозит дефицитом крови в госпиталях
Обескровленные… В больницах по всей России врачи говорят о дефиците донорской крови.
Закон, отменяющий плату за кровь, вступил в силу месяц назад, но уже, скажем, в Орле некоторые плановые операции, по словам онкологов, для больных раком отменяются. В Калининграде, Туле, Волгограде ситуация уже непростая.
То есть закон принят. И Минздрав ссылается на опыт шести десятков стран, где донорство уже много лет бесплатное. А ни агитационной работы, ни какой-то мотивации для тех, кто должен сдавать кровь добровольно, нет. В больницах крупнейших городов, где перебоев с кровью никогда не было, операции пока не отменяются, но, по словам врачей, это может стать делом времени.
Когда-то полный холодильник донорской крови теперь наполовину пуст. Последние запасы на самый экстренный случай. Все плановые процедуры переливания по возможности откладывают. Лучшие хирурги страны, новейшее оборудование и самые сложные пациенты, но без крови работа уникального организма, всемирно известного Института хирургии имени Вишневского, понемногу замирает.
"95% доноров, которые к нам приходят, это родственники. Фактически можно говорить, что мы шантажируем наших пациентов. Мы не то что требуем, мы просим: вы нам приведите доноров и тогда мы вам сделаем операцию", - рассказывает заведующий отделением переливания крови института хирургии им. А.В.Вишневского Алексей Куприн.
Еще недавно в Институте гордились собственной базой кадровых доноров, сегодня из них остались единицы, большинство отказались сдавать кровь бесплатно.
Еще недавно в Институте гордились собственной базой кадровых доноров, сегодня из них остались единицы, большинство отказались сдавать кровь бесплатно и просто ушли туда, где условия лучше. Столичные власти всего через несколько дней после вступления в силу нового закона были вынуждены вернуть компенсации для городских станций переливания: 3,5 тысячи рублей за обычную кровь, 3 тысячи за плазму и дополнительно крупные выплаты.
Но около 20 федеральных центров, где оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь, хоть формально и расположены на территории Москвы, рассчитывать на эти деньги не могут. У них другой бюджет. А привлечь доноров больше нечем.
К жесткой экономии готовятся и в Волгоградском онкогематологическом центре. Неприятную новость Елене Филипповой сообщили после очередного переливания. Возможно, в следующий раз ей придется самой искать доноров для дочери. Костный мозг 14-летней Насти не производит клеток крови.
"Вот мы прокапали кровь, нас только на месяц хватает и все. Опять приезжаем на переливание крови. Фактически живем за счет крови", - жалуется Елена Филиппова.
Последний раз, говорят врачи, с такими проблемами сталкивались еще в начале двухтысячных. Снова дефицит возник в конце января, когда вступил в силу новый федеральный закон. По замыслу авторов, он должен поощрять безвозмездную сдачу крови. И первая мера поддержки – денежные компенсации заменили бесплатным питанием.
Так выглядит сегодня донорский рацион в Иванове: шоколадка, банка тушенки, банка сгущенки, паштет и бутылочка сока. В Екатеринбурге пайки трех видов, в зависимости от того, какие препараты сдавал донор.
"Набор для человека, который сдал плазму. Для борьбы с обезвоживанием – сок и баночка икры. И самый большой набор за сдачу тромбоцитов, здесь ветчина и оливковое масло", - поясняет заместитель главного врача станции переливания крови Максим Галимов.
На некоторых петербургских станциях договорились с ближайшими кафе на комплексные обеды. Но талоны берут редко, ссылаются на занятость. Студентов, которые раньше часто приходили сдавать кровь целыми группами, после 20 января вообще не видели.
Процедура сдачи крови на самом деле занимает всего-то около 5 минут. За это время человек отдает примерно пол-литра. Потеря такого объема считается абсолютно безвредной для здоровья. Но каждую неделю пятимиллионному Петербургу требуется больше тонны крови и каждая капля в этом объеме, говорят врачи, дороже золота.
В последние дни на станцию переливания все реже идут и кадровые доноры, им пока еще платят за редкие группы и препараты.
Еще месяц назад чиновники были уверены - новый закон не обескровит больницы.
"По официальным статистическим данным, у нас в стране более 1 миллиона 600 тысяч доноров. Платных из них только 8%, То, что страна не столкнется с дефицитом донорской крови в результате принятия закона, это совершенно очевидно", - говорит замминистра здравоохранения Сергей Вельмяйкин.
К концу февраля совершенно очевидным оказалось другое: на станции переливания все реже идут не только случайные, но и кадровые доноры, которым пока еще платят: за редкие группы и препараты.
В 24 года Тамара - самый молодой почетный донор в Петербурге - сдавала кровь почти сто раз.
"У меня маленький ребенок, мне эта денежка очень хорошо помогает в воспитании. Сейчас все отменили. Вот, остались тромбоциты, за них очень хорошо платят, вот их я готова сдавать. Другие процедуры, типа плазмы или крови, я сдавать отказываюсь", - поясняет почетный донор России Тамара Бондарева.
Сторонники нового закона возражают: безвозмездная сдача крови более гуманна. Если жизнь человека бесценна, значит, и любая торговля донорскими органами или препаратами как минимум аморальна. Такой кровавый бизнес может оставить за бортом самых бедных пациентов.
"Представьте, когда идет вопрос помощи умирающему человеку или человеку в трудной ситуации, когда все это связано с деньгами. Но если брать шире, не просто заготовку крови, если брать шире донорство, представьте себе, когда пересадка какого-то органа какому-то человеку будет связана за деньги. Вы, вообще, понимаете, чем это может закончится?", - отмечает директор Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова, академик РАМН Евгений Шляхто.
Еще один довод в пользу безвозмездного донорства: чистота крови во многом зависит от чистоты помыслов. А ради заработка многие готовы врать.
"Они учатся говорить: нет, мы не принимали антибиотики, нет мы не болели в течение последних двух недель, нет мы не делали татуировки в течение полугода, потому что человек пришел за деньгами", - рассказывает директор фонда "Подари жизнь" Екатерина Чистякова.
Гематологи спорят: бомжи и раньше дальше проходной не попадали, а у остальных кровь перед сдачей обязательно проверяют. Никаких исключений. Уже на этом этапе обман обычно вскрывается. Впрочем, и после сдачи, кровь еще полгода находится на карантине и несколько раз исследуется. Так что за многие годы ни одного случая заражения.
Именно по этой причине, говорят, в 62 странах донорство объявили бесплатным. Но там все же тратят немалые деньги. В Германии это от 15 до 40 евро - компенсация за проезд и регулярно ценные подарки. В Австрии кадровым донорам - лучшее медицинское обслуживание. В США - преимущество при приеме на работу. Даже в Советском Союзе кровь лишь на словах сдавали безвозмездно.
"У нас в туалет бесплатно не ходят, а вы хотите, чтобы кровь бесплатно сдавали. Такого быть не может и не должно быть! Было, и за квартиру мы раньше не платили, и проезд бесплатный был, периодически мы подарки какие-то получали. А сейчас о нас забыли. Просто забыли", - негодует почетный донор СССР Алевтина Иванова.
Почетный донор в России сегодня может рассчитывать разве что на отпуск в удобное время года, если работодатель не против, и на первоочередное приобретение льготных путевок. Даже вместе с продовольственным пайком эти привилегии не выглядят привлекательными.
И если в Москве все же сумели найти деньги для доноров, то в регионах ищут другие возможности.
В Петербурге в Центре Алмазова договариваются с военными и полицейскими. На этой неделе кровь бесплатно пришли сдавать сотрудники спецбатальона ДПС.
Врачи-онкологи из Орла снова вспоминают, как много лет назад вместо крови старались использовать различные растворы и заменители, чтобы хоть немного растянуть скудные запасы.
Как долго еще удастся экономить на жизненно важном, врачи сейчас не знают. Единственное, с чем они согласны: быть донором действительно почетно. Но всего лишь написать об этом в законе оказалось явно недостаточно.