Готовы ли россияне к запрету табачного дыма?
Одной из самых обсуждаемых тем недели стала инициатива Министерства здравоохранения о введении в России новых запретительных мер по борьбе с курением. Действительно, в нашей стране около 40% населения подвержено этой вредной привычке, но именно поэтому разом заставить всех бросить, резко ограничив права курящих, скорее всего, не получится, это может лишь дать очередной повод для недовольства людей.
В других странах, на опыт которых так любят ссылаться борцы с курением, государство сначала борется за здоровый образ жизни, сокращая число курящих, а уже потом вводит запретительные меры. Видимо, просчитав последствия, в правительстве решили отправить закон на доработку, даже не внося его в парламент.
В России курят много. И женщины и мужчины. Социальная реклама против курения несистемна, редка и не впечатляет. И даже угрожающие надписи на пачках никого не пугают. Нет, было, конечно, вначале не по себе, а потом привыкли. И даже появился анекдот: мужчина в магазине смотрит на купленную пачку: "Замените, пожалуйста, импотенцию на рак легких".
Если бы свежий антитабачный закон не вернули обратно в Минздрав, у курильщиков шутки бы разом кончились - найти бы место для спокойного перекура, согласно новым правилам.
В России за три года зоной, свободной от курения, могли стать вокзалы, аэропорты, поезда дальнего следования и все общественные места включая рынки, гостиницы, рестораны и лестничные клетки жилых домов.
"Наши лестничные площадки, это ужас, что там творится. Все в бычках. Там не продохнуть, это не дело. Там курение должно быть запрещено", - уверен главный нарколог России Евгений Брюн.
Словом, все в сад. Дымите дома или на улице. От здоровых людей подальше. Все доводы о правах курящих, а это почти 40% населения России, отметаются сразу.
"Он явно наносит мне вред. Какие это права? Это болезнь, с которой надо бороться. Мы же с вами больного туберкулезом забираем в больницу", - говорит главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.
"Следующий шаг после этого закона - это принудительное лечение от табакозависимости. Хватать людей на улице и лечить их миленьких, чтобы они были умными. Я всех призываю, кто может бросить курить, но надо же понимать, что это реальная зависимость, поэтому государство должно помогать, а не наказывать", - считает полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде РФ Михаил Барщевский.
По оценкам Минздрава, эта зависимость в год убивает около полмиллиона россиян и переломить эту страшную статистику, утверждают авторы законопроекта, можно только жесткими мерами – экономическими, территориальными и эстетическими, вплоть до отказа от сигареты в искусстве - на сцене, в кино и телевидении.
"Ряд стран уже ввел эту меру. В частности, в Турции нашли оригинальное решение, и закрывают кадры с сигаретой каким-то таким цветочком", - рассказала Сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем и Российской антитабачной коалиции, эксперт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Дарья Халтурина.
В Турции действительно изо рта курящих героев выросли цветы. Они хаотично перемещаются по экрану и даже взрывают автомобили. Представим такое на российском телевидении. Наверное, некоторые комедии станут еще веселее, но тогда любимые наши фильмы превратятся в фарс. При упоминании Штирлица дрогнуло сердце даже Геннадия Онищенко.
"Можно найти терпимые варианты. Пусть показывают, но снимать уже нельзя!!!" - предложил главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.
Хотя в проекте закона говорилось: исключения возможны по художественной необходимости. А судьи кто? Чиновники от медицины?!
"Мы пытаемся снимать кино, которое похоже на жизнь. Естественно, там кто-то курит, кто-то нет", - говорит режиссёр и сценарист Борис Грачевский.
"Ничего хорошего в этом нету. Но, бывают случаи, когда это обязательная часть сцены. Показать, как человек нервничает, как он одну от другой прикуривает, как он гасит", - считает режиссёр, продюсер Денис Евстигнеев.
"Жизнь отменить нельзя. Её надо показывать. И не надо доходить до безумия. Лучше всего остановить этот зуд - это высмеять это всё", - уверен продюсер Марк Рудинштейн.
В 2009 году суд Дели на полном серьезе подобные ограничения в индийском кино и телевидении отменил. Жизнь есть жизнь. В России новый закон вызвал прежде всего экономические вопросы у Минпромторга, Минсельхоза и Минфина. Минимальная цена любой пачки в 50 рублей. Отсутствие их на витринах. Запрет на продажу табака в ларьках и небольших павильонах.
"Малый бизнес говорит: если запретят продавать сигареты в киосках, то он рухнет. А кому он нужен такой бизнес, который гробит все?" - считает главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.
"Сигареты в любом случае можно будет купить. Кто курит, тот всегда будет курить. Будут покупать блоками. Будут покупать поштучно. Но будут покупать", - уверен предприниматель Максим Иванов.
И не всегда лицензированную продукцию, говорят эксперты. Высокая цена на сигареты - до 200 рублей, как на Западе, в России может вызвать рост контрабанды и подпольного производства.
Вслед за владельцами палаток и павильонов загрустили владельцы кафе и ресторанов. У нас ведь если пьют даже кофе, значит курят.
"Это хорошо в Италии. Когда можно в январе выйти покурить на улице. А у нас в январе выйдите покурить!" - говорит Михаил Барщевский.
Один из самых жестких антитабачных законов в мире мог бы спасти до 200 тысяч жизней в год, объясняют сторонники закона, если, конечно, его все стали бы исполнять.
"Вот ввели в свое время закон о том, чтобы не распивать пиво в открытых пространствах. Ну, и кто на это смотрит, никто на это не смотрит. Какое-то время не будут смотреть на запретительные меры по табакокурению. Но, вы знаете, эта инерция больших дел. Постепенно это все будет так, как нужно. Просто на это нужно время", - считает главный нарколог России Евгений Брюн.
А пока у Минздрава есть время на доработку закона с учетом замечаний всех профильных министерств. Среди них оказалось и Министерство культуры, где сразу дали понять: спору нет - курение вред, но комиссия из чиновников, определяющая художественную ценность произведений, искусству вредит не меньше.