В Калуге ввели запрет на свободную продажу некоторых ранее доступных лекарств
Калужская область стала одним из первых регионов в стране, где уже работает запрет на свободную продажу некоторых популярных лекарств. Все эти препараты содержат кодеин и, по данным наркоологов, часто приобретаются зависимыми людьми. Из таких таблеток легко сделать наркотик. По всей стране запрет начнет действовать лишь следубщим летом. Очевидно, что у отсрочки решения вопроса, есть и сторонники, и противники.
Роману всего 20 лет, но он уже регулярный пациент наркологического диспансера. По его словам, наркотики начал принимать 2 года назад. Но зависимость сильнейшая - к дезаморфинам вообще привыкают очень быстро, его еще называют "наркотиком для бедных". Но это как посчитать. В день Роман кололся 4 раза. Каждая доза в общей сложности стоит 400 рублей. В основе зелья кодеиносодержащий анальгетик, плюс ингредиенты для кустарного производства.
Чтобы поставить хоть какой-то барьер на пути к таким наркотикам, Минздрав пошел на радикальные меры. С 1 июня 2012 года кодеиносодержащие препараты исчезнут из свободной продажи и будут отпускаться только по рецептам. В некоторых регионах к такой практике уже перешли. Например, в Калуге запрет действует уже месяц, и эффект есть.
"Больные уже потоком идут к нам, потому что негде достать эти препараты, - рассказывает заведующий наркологическим отделением второго областного наркологического диспансера Евгений Ленский. - Идут потоком: помогите, пожалуйста, снимите ломку. Сейчас, буквально 20 минут назад, госпитализировал молодого человека из Козельска, который принимал "Нурофен плюс" и кодеиносодержащие таблетки".
Из свободной продажи здесь исчезли такие популярные обезболивающие, как "Седальгин", "Кафффетин", "Пенталгин", "Нурофен плюс", "Солпадеин" и целый ряд других кодеиносодержащих анальгетиков. Были опасения, что это приведет к массовым очередям в поликлиниках, ведь теперь нужно не просто выписать рецепт, на бланке строгой отчетности, нужно все данные занести в пронумерованный и прошнурованный журнал. Но массового наплыва не наблюдается.
Врачи всецело за эту практику, у них своя логика: никакого самолечения быть не должно по определению, ведь редко кто читает, что написано в аннотации к препарату. Врач общей практики поликлиники первой городской больницы имени Красного Креста Наталия Туркина, рассказывает, что "молодые люди, которые пьют эти препараты, потому что просто болит голова, и считают, что легче выпить и забыть, не обращаются к врачу, попадают уже с осложнениями". "Если эти люди придут за рецептом, попадут в зону внимания врача и пройдут обследование, возможно, кому-то это сохранит и здоровье, и, возможно, жизнь", - уверена врач.
Для сотрудника аптеки вычислить наркомана не составляет никакого труда. За глаза препараты, которые они покупают, прозвали "молодежным набором". Но раньше отказать такому покупателю было невозможно. Старший фармацевт калужской аптеки Раиса Адарчина сразу может "человека, который пришел с головной или с зубной болью", от того, которому лекарство нужно "для иных нужд". "Они берут определенное количество, - отмечает фармацевт. – Им нужно 3 упаковки. Тут уже сразу появляются подозрения у опытного фармацевта".
У противников рецептурной продажи кодеиносодержащих препаратов был свой аргумент: 40 миллионов человек принимают эти лекарства в лечебных целях, и теперь их лишают такой возможности. Естественно, на месте такого человека сразу представляешь себя, и чувствуешь, как растет возмущение. Но на прилавках аптек Калуги и частных и государственных, анальгетиков меньше не стало. Даже привычные названия остались.
"Препаратов обезболивающих много, - говорит начальник управления лицензирования и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Калужской области Ирина Чернова, - Был "Нурофен плюс" с кодеином, сейчас есть несколько дозировок "Нурофена". Для детей – "Нурофен" сироп, он как продавался, так и продается без рецепта врача, в нем не было кодеина".
Запрет на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов действует в Калуге всего 1 месяц. И вот первые цифры: количество продаж в аптеках города резко упало: "Седальгина" - в 2,5 раза, "Пенталгина" - в 6, а "Терпинкода" - в 9 раз.
На тему о запрете свободной торговли кодеиносодежащих препаратов дискутировали генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев и эксперт в области фармацевтики Давид Мелик-Гусейнов.
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев выступил против запрета свободной продажи кодеиносодержащих препаратов. "Одними запретительными мерами не решить вопрос наркомании, - уверен он. – Этот вопрос надо решать более системно. Запретив безрецептурную продажу, мы бьем по хвосту, по последствиям, а не по причинам. На самом деле, причины более глубокие. В тех регионах, где высок процент молодежной безработицы, распространена наркомания". По его мнению, запрет свободной продажи таких препаратов "может привести к тому, что добросовестные потребители кодеиносодержащих средств могут получить проблемы".
Эксперт отметил, что подобные меры, может, и хороши для Калужской области, но за Уралом, где более низкая плотность населения, и "попасть в амбулаторию гораздо труднее", такие меры применять нельзя.
"Что касается бизнеса, для него не будет крупных потерь, - уверен Дмитриев. – Если и будут потери, бизнес их компенсирует. Мы имеем богатый опыт постоянно меняющихся правил на рынке".
Виктор Дмитриев обратил внимание на то, что в России термин "самолечение" используется "как ругательство", тогда как за рубежом, в Америке, например, "активно развивается философия ответственного лекарственного самолечения". Там фармацевты, которые отпускают безрецептурные препараты, информируют покупателей о побочных эффектах. "У нас этого пока нет", - выразил сожаление эксперт.
В свою очередь, эксперт в области фармацевтики Давид Мелик-Гусейнов поддержал запрет на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов. "В аптеке можно купить и другие препараты, которые купируют боль. Свет клином не сошелся на "Нурофене", - заявил он. - Есть такие же препараты, но без кодеина".
"Да, проблема требует системного решения, - признал эксперт, - но завтра проснуться в новой стране и сказать, что у нас все хорошо в социальной сфере, не получится, а начинать с чего-то надо".
Фармаколог отметил, что "сегодня 20 % потребления лекарственных препаратов является нецелевым". "Если этот запрет вступит повсеместно, по всей территории России, мы увидим падение этого рынка", - уверен он.
"Безусловно, нагрузка на врачей будет увеличиваться, - сказал Мелик-Гусейнов, - но все должно быть цивилизованно выстроено, чтобы больной, заболев, не сам принимал решение, чем ему лечиться, а пошел к врачу и получил квалифицированную консультацию. Мы не доверяем здоровье профессионалам, лечимся сами, соответственно, они не замотивированы, чтобы нас лечить. Не врачебные ошибки прогрессируют, а наши собственные". Фармаколог отметил, что нигде в мире нет свободной продажи кодеиносодержащих препаратов.
По мнению эксперта, "врачи должны взять ответственность за лечение на себя, тогда процесс лечения будет полноценным". "В одночасье поменять нельзя, - заключил он, - но начинать с чего-то надо. Поэтому это хорошая мера".
Калужская область стала одним из первых регионов в России, где уже работает запрет на свободную продажу некоторых популярных лекарств. Все эти препараты содержат кодеин и, по данным наркологов, часто приобретаются зависимыми людьми. Из таких таблеток легко сделать наркотик. По всей стране запрет начнет действовать лишь летом 2012 года.