Для жителей ряда сел Алтайского края скорая помощь недоступна из-за местного законодательства
Скорая медицинская помощь оказалась недоступной для жителей ряда сёл Алтайского края. Районная администрация не продлила договор с центральной больницей. И медикам запретили выезжать на вызовы в пригород. Скончались несколько человек. По факту неоказания медицинской помощи началась проверка.
У Валентины Есаулковой несколько дней назад умерла мама. Сердечный приступ. Родственники считают: пожилую женщину можно было спасти. Если бы ей вовремя оказали помощь.
"Они говорят, что некому приехать: врач - на больничном, а второй врач в отпуске", - рассказывает Валентина Есаулкова.
От поселка Соколово до районного центра Зональное около 20 минут пути. До ближайшего города Бийска - немного больше. По сути, врачи могли сюда доехать минут за 30. А в итоге, по словам родственников, бригада "скорой" оказала помощь больной только через 2 часа.
До реанимационной палаты женщину так и не довезли. Главный врач районной больницы объясняет: не могли действовать быстрее. Медикам запрещено выезжать на вызовы в поселки по звонку больного или его родственников. Порядок оказания скорой помощи на селе прописан в постановлении. Согласно ему, бригада "скорой" может покидать пределы райцентра только по обращению поселкового фельдшера.
"Пока таково постановление 222-е. Мы должны работать по своим инструкциям. Отклоняться от них тоже нельзя", - говорит главный врач Центральной районной больницы Зонального района Виктор Басов.
Такая система организации первой помощи действует во всех отдаленных районах Алтайского края. В поселок Березовский "скорая" из райцентра, по словам местных жителей, тоже никогда не приезжает. Но здесь, в отличие от Соколово, в медпункте нет и своего автомобиля.
Когда у сельчан возникали проблемы со здоровьем, фельдшер предлагала ехать в больницу на машине, закрепленной за администрацией сельсовета, при условии, что пациент оплатит проезд. У Натальи Бодровой часто болеет дочка. Каждая поездка до ЦРБ обходилась ей в разные суммы.
"Сначала 137 рублей, потом 150 рублей. Если денег нет, то в долг никто не повезет", - говорит Наталья Бодрова.
Местная фельдшер на какие-либо вопросы по поводу платных поездок отвечать отказалась. Глава сельсовета считает: никаких нарушений с ее стороны нет.
"Мы оказывали транспортные услуги. Мы экстренных больных не возили. Поэтому пояснить я вам ничего не могу. У нас скорой помощи как таковой нет. Только машина администрации", - говорит глава Панкрушихинского сельсовета Татьяна Гаврюшенко.
В краевой прокуратуре после проведения проверки пришли к выводу: деньги с людей брали незаконно. Поскольку из райцентра "скорая" сюда не выезжает - сельсовет обязан бесплатно предоставлять автомобиль для перевозки больных.
"По тем фактам, которые прокурор указал в постановлении, а их он выявил 25, когда по 170 рублей с каждого гражданина взимались деньги, эти средства были возвращены гражданам", - сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Алтайского края Вадим Дымов.
В главном управлении здравоохранения по Алтайскому краю специальная комиссия сейчас проверяет все жалобы сельчан на оказание услуг скорой помощи. Однако в целом систему, когда "скорая" не выезжает за пределы райцентров или выезжает только по звонку фельдшера, чиновники называют вполне оправданной.
"Она всегда оправдывает себя. Тут же должна быть логика ускорения медицинской помощи", - говорит начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Виктор Яковлев.
Только на деле получается совсем наоборот. В прокуратуре заявили, что намерены опротестовать все документы, принятые чиновниками, согласно которым получается, что скорую помощь в Алтайском крае скорой назвать можно весьма условно.