В институте имени Бурденко опухоль мозга нейтрализуют без наркоза
Современное оборудование позволит врачам делать сотни подобных операций в год.
Самое сложное, как говорят врачи, еще до операции: компьютерный расчет. Нужно, чтобы лучи - всего их 192 - были направлены точно на опухоль.
"Я должен как можно большую дозу подвести на мишень и при этом как можно меньшую дозу на близлежащие ткани", - говорит медицинский физик НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко Валерий Костюченко.
На голове Николая Федоровича Вилкова - специальная металлическая конструкция. Так называемый фиксатор, который одновременно прикрепляется и к операционной платформе. Теперь даже малейшие движения головой исключены.
Включенная лампа означает, что операция началась, продолжается она менее часа. Входить внутрь запрещено, пациент находится один, а врачи наблюдают за ходом операции отсюда, с помощью компьютера.
Современные методы лечения позволяют спасти тех, кому помочь обычными способами было нельзя. Например, если опухоль находится слишком близко к жизненно важным центрам мозга. Никакого наркоза. Пациент в сознании и даже может говорить.
Облученные клетки мгновенно не погибнут, но опухоль, по расчетам врачей, не должна больше представлять опасности. И, как правило, достаточно одного сеанса.
"В конце концов, выражается в том, что опухоль начинает уменьшаться. Иногда исчезает совсем, иногда она значительно уменьшается", - рассказывает заведующий отделением радиологии и радиохирургии НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко профессор Андрей Голанов.
Операция завершена. Врачи направляются в палату. Металлическую конструкцию аккуратно снимают. И разрешают войти жене. Невероятно, но сразу после операции пациента отпускают домой. Плановое обследование предстоит через полгода.
А всего в России, по оценкам врачей, около 50 тысяч человек нуждаются в лечении такого рода. Теперь, благодаря более современному оборудованию, медики могут делать более тысячи таких операций ежегодно.