В борьбу против рака вступают новая техника и умные пули
В первые три месяца этого года смертность от рака в стране сократилась на 1 процент. Это может показаться небольшим результатом, но, по словам специалистов, в ближайшие два года эта цифра вырастет. Суперсовременное оборудование для ранней диагностики появится в 38 онкологических центрах в разных регионах. В некоторые клиники техника уже поступила. Это - одно из направлений нацпроекта "Здоровье".
Несколько минут в гамма-камере и вот она, радиоизотопная диагностика в действии, точнее на экране врачебного монитора. Это две проекции тела пациента: вид спереди и сзади. Красные области - повышенное накопление радиоактивного фармпрепарата. На этом снимке - в телах позвонков, грудине и костях таза, то есть злокачественные образования.
Еще полгода назад в институте Герцена такое исследование проводили в два этапа. У врачей на него уходило гораздо больше времени, у больных - сил. И то, и другое иногда играет решающую роль в выздоровлении.
Валерий Чисов, главный онколог Минздрава РФ: "Цель программы - добиться раннего выявления онкологических заболеваний. Если мы этого добьемся, то значительная часть больных будет подвергнута местному хирургическому лечению, и только небольшая часть будет подвергнута лучевому лечению, химиотерапии".
Не всякая радиация убивает, здесь та, которая лечит, с порога заявляют впервые попавшим в так называемые чистые помещения завода. За свинцовыми стенами в спецлаборатории спецруки производят чудодейственные пилюли. На языке ученых-разработчиков – радиофармперпараты или умные пули.
Олег Егоров, научный консультант завода медрадиопрепарат ФМБА России: "Это те препараты, которые позволяют доставлять источник радиации, изотоп, непосредственно к очагу заболевания".
Радиоактивная глюкоза для диагностики распространения опухолей, радиоактивный йод для лечения. Например, опухоли щитовидной железы. Это совместный проект Минздрава и Росатома по созданию фармацевтических препаратов нового поколения. Чем активнее разработки ядерной физики будут использоваться в онкомедицине, полагают врачи, тем быстрее онкодиагностика достигнет уровня западноевропейских стран.
Линейный ускоритель электронов - комплекс, используемый в лучевой терапии. Аппарат такого класса единственный в России, их всего 2 в Европе. За последние 20 лет медицина не просто шагнула вперед, она взлетела, признаются медики.
С одной стороны, это облегчает их работу, но с другой - неимоверно осложняет: на этой научной высоте им необходимо задержаться ненадолго, чтобы осмыслить всю эту науку.
Лечение с помощью этого аппарата - это почти радиохирургия, когда важна каждая десятая миллиметра. В облучении опухолей головного мозга или, например, глаза, где малейшая неточность может просто лишить пациента зрения. Раньше при таких показаниях врачи вообще за это не брались.
Сегодня такое лечение доступно пациентам в столице, второй комплекс совсем недавно заработал в Хабаровске. До 2015 года онкологическая программа в рамках нацпроекта "Здоровье" должна встать на европейские рельсы, заявляют в Минздраве.
Подобное суперсовременное медицинское оборудование появится в 38 онкоцентрах в разных регионах России. В этом году в Челябинске открылся первый региональный ПЭТ-центр. Позитронно-эмиссионная томография - самая передовая и сложная диагностическая процедура. До этого ее можно было пройти только в Москве и Санкт-Петербурге.
Андрей Важенин главный врач Челябинского онкологического центра: "Это поиск микрометастазов, это оценка ответа на химиолучевое лечение в течение первой недели".
В области возможностей ранней диагностики и контроля лечения Южноуральский регион уже назвали лидером. Но помощь здесь будет оказываться и пациентам из других округов и даже гражданам других государств. Кроме того, в ближайшие годы в России появятся три центра протонной терапии: в Обнинске, Томске и Димитровграде. Где будут лечить больных, которым противопоказано или не подходит хирургическое вмешательство.
По прогнозам ученых, в ближайшие 2 года все это позволит снизить смертность от рака на 4 процента. В первые три месяца этого года она уже сократилась почти на процент. Не так уж и мало, если учесть, что это больше тысячи спаесенных жизней.