Владимир Путин на встрече с фондом «Подари жизнь» обсудил взаимоотношения власти и общества
Важный диалог власти с представителями общественности – в субботу, 29 мая, в Санкт-Петербурге премьер Владимир Путин посетил благотворительный вечер фонда "Подари жизнь", который помогает больным раком детям. На встрече с Путиным организаторы и участники благотворительного мероприятия обсудили проблемы налогообложения благотворительности, ввоза лекарств для лечения редких заболеваний, и шире – роль общества в принятии решений по ограничению высоты небоскреба "Охта-центр", культуру и образование и даже помехи на дорогах.
Благотворительный литературно-музыкальный вечер в Санкт -Петербурге. Главные участники – дети, чья жизнь проходит в палатах онкологических клиник. Те, кому разрешили врачи, приехали в Михайловский театр прямо из больниц Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с ними родители, волонтеры и врачи.
Организовал все это благотворительный фонд "Подари жизнь". Усилия Чулпан Хаматовой и Дины Корзун по спасению больных раком детей поддержали актеры, музыканты, меценаты и члены правительства. Владимир Путин приехал задолго до начала концерта. Сначала он встретился у здания театра с детьми, а потом – с взрослыми, которые им помогают. Как сообщил премьер, уже в следующем году в Москве откроют новый детский медицинский онкологический центр. Он станет крупнейшим в Европе.
Эта идея возникла в 2005 году, когда больной лейкемией мальчик Дима Рогачев написал письмо, в котором рассказал о своей заветной мечте поесть блинов с Путиным.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Дима ушел из жизни, но, по сути, это он подтолкнул нас к идее строительства нового крупного лечебного и научного учреждения в России. Поэтому у меня есть такая идея, она совершенно спонтанно родилась, я хочу с вами посоветоваться. Мне кажется, было бы неплохо, если бы мы присвоили этому центру имя Димы Рогачева".
На строительство лечебного центра из бюджета выделено 11 миллиардов рублей. На встрече говорили, что еще можно сделать для тяжело больных детей. Чулпан Хаматова рассказала о вопиющей ситуации: по действующему закону от налогов освобождаются только первые деньги, которые выделил на лечение благотворительный фонд, но если родители больного раком ребенка обратятся за помощью еще раз – налог платить придется. И немалый. Ведь сложные операции, которые иногда можно сделать только за рубежом, стоят дорого.
Чулпан Хаматова, актриса, глава фонда "Подари жизнь": "Трансплантация стоит 15 тысяч евро, а лечение может доходить до 40 тысяч евро, и родители должны будут заплатить этот налог из тех денег, которых, конечно, у них нет".
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Нужно будет внести изменения в Налоговый кодекс и предусмотреть, что налогом не должна облагаться вся помощь на весь курс лечения".
Чулпан Хаматова: "Это было бы прекрасно".
Владимир Путин: "Сделаем".
Владимир Путин согласился и с другим предложением Чулпан Хаматовой – утвердить список лекарств для лечения редких заболеваний. Это позволит ввозить медикаменты из-за границы в упрощенном порядке.
Владимир Путин: "Сделаем, сделаем, я понимаю, что это проблема острая, и без прямой поддержки государства не решится никогда, потому что производить эти лекарства невыгодно производителям, они производятся небольшим количеством".
Идею развил актер Леонид Ярмольник.
Леонид Ярмольник: "Предлагаю до того, как отрегулируют в Минздраве этот закон, просить Владимира Владимировича – его точно проверять не будут на таможне – лекарства провозить".
Владимир Путин: "Чтобы я провозил, челноком поработать?"
Леонид Ярмольник: "Пока не отрегулируют".
Ярмольник рассказал также о работе другого фонда, который поддерживает пожилых актеров.
Леонид Ярмольник: "Больнее всего, есть такое количество артистов, которых мы потеряли, они умерли в нищете и безденежье. Еще ведь все гордые, все ужасно достойные люди, а они как бы не говорят о своих бедах, и мы только узнаем это в самом конце, когда уже не успеваем лечить, не успеваем помогать, а это артисты, на которых выросли целые поколения, в том числе мы с вами".
Владимир Путин: "Леонид, вы просто тогда должны сформулировать, как, вот, Чулпан конкретно сказала, что по редким лекарствам нужно принять решение, и мы это сделаем, отреагируем, по вторичной помощи не облагать налогом. И я вас уверяю, мы это доведем до конца, конкретные вещи. Когда вы мне говорите, что нам трудно, я должен понять, почему конкретно".
А певица Диана Арбенина, которая недавно стала мамой, рассказала о другой проблеме. В аэропорту Екатеринбурга Диане пытались запретить пронести на борт термос с грудным молоком для ее детей.
Диана Арбенина: "Мне бы хотелось, чтобы в нашем законодательстве был более четкий пункт, чтобы не просили предъявлять бумагу о том, что молоко является жизненно необходимой жидкостью для младенцев, потому что получается некая булгаковщина".
Владимир Путин: "Много формализма, я согласен с этим, но как совместить обеспечение и безопасности пассажиров и от формализма уйти – непростой вопрос. Ну, подумаю. Дам еще раз поручение, пускай подумают".
Актер Сергей Гармаш посетовал: снижается качество образования, в том числе и высшего. Актер рассказал о недавней поездке в Самарскую академию искусств.
Сергей Гармаш: "Третий курс актерского факультета изучает экономику театра и маркетинг театра. Я говорю: "А сцена речи у вас сколько раз?" Она говорит: "Один раз в неделю". – "А кто у вас составляет расписание?" Она говорит: "Наш ректор".
Владимир Путин: Это государственное учреждение?
Сергей Гармаш: "Это государственное учреждение".
Рок-музыкант Андрей Макаревич воспользовался встречей с председателем правительства и лидером "Единой России", чтобы пролоббировать поправки к закону о защите животных.
Андрей Макаревич: "Сегодняшний закон абсолютно несовершенен, он не предусматривает ответственности хозяев за домашних животных, как во всем мире сделано, поэтому у нас жуткое количество бездомных зверей, которых уничтожают жуткими способами сегодня втихаря".
Владимир Путин: "Давайте мы вернемся к этому, я попрошу фракцию нашу в Государственной думе, чтобы они еще раз вернулись к этому, вместе с вами посмотрели".
Актриса Марина Неелова привела в пример Голландию, где о животных заботятся, и даже действует пансионат для адаптации ежиков. Но как часто бывает на встречах с творческой интеллигенцией, разговор постепенно уходил за рамки благотворительности и гуманитарных вопросов и становился все более эмоциональным. Проблема, волнующая жителей северной столицы – строительство 400-метрового небоскреба "Охта-центр", который, по мнению многих, может кардинально изменить пейзаж города.
Олег Басилашвили, актер: "Закон федеральный, городской закон, все нормы нарушены. Нагло нарушаются, и нам смеются в лицо. И у нас ощущение, что власть хочет сказать, – я не знаю, власть или кто-то там наверху, – что, дескать, законы, ребята, для вас написаны и вы идите в болото, а мы делаем то, что хотим".
Владимир Путин: "Все должны соблюдать закон. Это очевидный совершенно факт. Не буду говорить своего мнения окончательного по этому поводу, я не хочу его формулировать".
Олег Басилашвили: "Да, естественно".
Владимир Путин: "Публично по поводу этой башни. Это, конечно, должны решить городские власти. Принимая решение подобного рода, власти должны быть в диалоге, прислушиваться и иметь в виду общественное мнение".
Рок-музыкант Юрий Шевчук решил обсудить сразу несколько общественно-политических проблем.
Юрий Шевчук, рок-музыкант: "Первое. Свобода слова, то есть свобода прессы, свобода информации, потому что то, что сейчас творится в стране, это, скорее, сословная страна, тысячелетняя. Единственный выход, чтобы все были равны перед законом. Много недовольных в сложившейся ситуации. Как вы думаете, произойдет ли, есть ли у вас в планах действительно серьезно, искренне, честно, в планах либерализация, демократизация настоящая страны, чтобы общественные организации не душились, чтобы мы перестали бояться милиционера на улице? Потому что милиционер служит начальству сейчас, а не народу. Ну, и начальству, и своему карману. И завершаю практическим таким вопросом. 31 мая будет "Марш несогласных" в Питере. Он будет разгоняться или нет?"
Владимир Путин: "Значит, прежде всего, хочу сказать, что без нормального демократического развития будущего у страны не будет. Это очевидный факт. Второе. Все должны действовать в рамках закона, вы абсолютно правы. Вы говорите, милиция служит таким и служит таким, только начальникам. В милиции всяких людей хватает, это там срез нашего общества вообще. Это часть страны. И не с Марса люди приехали. Там есть люди, которые верой и правдой служат своему народу. И не жалеют не только здоровья, и жизни своей не жалеют. И под пули идут, и своими машинами те же самые гаишники, которые мзду снимают и бабки стригут на дороге, есть такие, но есть такие, которые детей своим телом закрывают, машину подставляют и погибает. Есть и такие. Поэтому мазать всех одним черным дегтем считаю не справедливым. Хотя проблем там хватает. У нас такой уровень общей культуры – как человек только получает какое-нибудь удостоверение, палку какую-нибудь в руки, он сразу начинает размахивать ей и пытаться зарабатывать на этом деньги. Но это характерно не только для милиции. Это характерно вообще в любой сфере, где есть властные полномочия, и возможность получить эту сумасшедшую ренту административную.
Значит, по поводу "Марша несогласных". Кроме тех людей, которые выходят на марш согласных или несогласных, есть и другие люди, о правах которых мы не должны забывать. Если вы решите провести "Марш несогласных", я прошу прощения за может быть слишком резкие вещи, скажем, у больницы, где будете мешать детям, скажем, больным, кто вам позволит там проводить этот марш из местных властей? И правильно сделают, что запретят. Или там, где, допустим, люди должны в пятницу выехать на дачу – ну, это к примеру просто, или в воскресенье вечером вернуться с дачи – да они вас такими матюгами покроют, и местные власти заодно. Но это совсем не значит, что власть должна прикрываться теми вещами, о которых я говорил, и создавать условия, невозможные проявлению свободы слова. Это вопрос, который должен решаться. И я надеюсь, что в Петербурге будет сделано именно так – по уму. На самом деле я хочу, чтобы вы поняли: для меня, уверен, для других представителей государственной власти, вы знаете, это не мешает, наоборот, помогает. Но если я вижу, что люди вышли, и не просто, чтобы побазарить и попиарить себя, а что-то оворят дельное, конкретное, указывают какие-то болевые точки, на которые власть должна обратить внимание, что ж здесь плохого, спасибо надо сказать".
Спиртных напитков на встрече с творческой интеллигенцией не было, на столе только чай и минеральная вода, но Юрий Шевчук встал и произнес тост.
Юрий Шевчук, рок-музыкант: "По маленькой, я хотел бы выпить за наших детей, и в какой они стране будут жить – мрачной, злобной, коррумпированной, тоталитарной, авторитарной, с одним, с одной партией, с одним гимном, с одной мыслью..."
Владимир Путин: "А гимн действительно должен быть один".
Юрий Шевчук: "Один, да. Но можно и 15, почему нет? Или в светлой, демократичной, где действительно все равны перед законом. Все, ничего больше не нужно. Но, к сожалению, пока этого нет, но очень хотелось бы, чтобы наши дети жили бы в этой стране и выздоравливали в ней. Вот такой тост".
Леонид Ярмольник: "Ну и замечательно, ну, давайте".
Владимир Путин: "Какой тост, такой и напиток".
Юрий Шевчук: "Я, кстати, хочу сказать, что если дети будут вести трезвую жизнь, это будет еще лучше".
Но этот разговор не мог продолжаться бесконечно долго. Все его участники торопились на концерт для больных раком детей. Назвали концерт "Маленький принц" в честь книги Сент-Экзюпери – простой и нежной повести об уходящем детстве, которая позволяет оставаться ребенком в любом возрасте. О политике в этот день больше не вспоминали.