В Минске обсуждают пути решения украинского кризиса
Контактная группа и эксперты в рамках подгрупп работают над конкретными вопросами: выборы на территориях провозглашённых республик, обмен пленными и разминирование территорий.
В самом Донбассе (там, где уже безопасно) - все силы брошены на восстановительные работы. В некоторых районах дома в буквальном смысле поднимают из руин. Как, например, в Иловайске, где год назад были ожесточенные бои.
К себе во двор, где старого дома уже нет, а новый еще не готов, Виктор Иванович приходит часто. Благо, идти недалеко - живет он сейчас по соседству. А сидеть сложа руки трудно. Здесь ведь можно и делом строителям помочь, и словом подсказать по-хозяйски. Строители работают быстро - надо успеть до зимы. Уже готовы фундамент и стены, скоро соорудят крышу, потом займутся отделкой, а там и до новоселья недалеко.
"Стены поштукатурить, положить перегородки, поставить и все", - говорит каменщик Анатолий Пасечник.
Новый дом ставят прямо на месте прежнего - тот сгорел после попадания снаряда. Обугленная балка - все, что от него осталось.
"Все прахом пошло, 20 августа все сгорело. Взорвали", - рассказывает Виктор Ржеутский.
В конце августа 2014 года на штурм Иловайска пошли украинские войска. Взять город хотели во что бы то ни стало. Сил не жалели. Эта безрассудная атака обернулась для наступавших тяжелым поражением - после контрудара ополченцев они попали в окружение, иловайский котел, стоивший им огромных потерь. Но прежде военные, чей костяк составляли националисты из добровольческих батальонов, с помощью артиллерии едва не сравняли город с землей.
"Стреляли, снаряд пробил коридор, стену разбил и сразу загорелся дом. Два часа - и дома нет", - говорит Виктор Ржеутский.
После пожара у Виктора Ржеутского "уцелела" только пристройка. Летняя кухня. А дом потушить пытались чуть ли не всей улицей, но впустую. Похожих историй здесь множество, и напоминаний о тех страшных днях хватает с избытком. Словно обгоревшие скелеты чьей-то прежней жизни. Одного года слишком мало, чтобы залечить такие раны.
Отстроить заново в городе решили 34 дома, хотя разрушено примерно в 10 раз больше. Помогут старикам, многодетным семьям - тем, кто не может сделать этого сам. Остальным восстанавливать жилье придется самостоятельно. Возможности местной власти в Донбассе пока еще невелики. Раньше все силы вообще уходили на ремонт школ и больниц. И все равно одну школу до сих пор не открыли - слишком сильно пострадала - это школа №14, та самая, где во время боев забаррикадировались украинские нацбатальоны.
"Стены обрушенные были. Крыша была пробита снарядом, то есть стояла без крыши, заливало все. Стены, вся штукатурка, - все было просто отвалено. Мы все пошпатлевали, поштукатурили", - рассказывает прораб Никита Барбул.
Табличка на фасаде еще посечена осколками, но в остальном о прошлом уже почти ничего не напоминает. Большинство классов готовы, в остальных кипит работа. Ремонтируют столовую и спортзал. В ноябре здесь снова должен зазвенеть школьный звонок.