Эксперты обсуждают безопасность лоукост-перевозок
Совершить авиапутешествие за тысячи километров по приемлемой цене давно стало реальностью. Зародившаяся в США концепция лоукост - низкая плата в обмен на отказ от большинства пассажирских услуг — распространилась по всему миру.
Но вот сегодня обсуждают, не могли ли некоторые особенности такой бизнес-модели повлиять на события, развитие которых в конечном счёте привело к ростовской трагедии.
Бюджетная авиакомпания, или лоукостер, отличается от традиционной тем же, чем сетевой универсам от продуктового бутика. В обоих магазинах — еда, но разной степени изысканности, в разном ассортименте и по разной цене. Обе авиакомпании перевозят пассажиров из пункта А в пункт Б, но за разные деньги и с разной степенью комфорта.
Лоукостеры берут за перелёт сравнительно небольшие деньги, но и предлагают за них спартанский набор услуг. Заранее забронировать места бесплатно нельзя. Самолёты часто вылетают или очень поздно, или очень рано. Нужны питание и водичка на борту — доплачивайте отдельно. Хотите взять с собой багаж — доплачивайте. Регистрация онлайн — бесплатна, в аэропорту — за деньги. В стоимость билета не входит практически ничего, кроме собственно перелёта. Так видят схему работы лоукостеров пассажиры.
На уровне менеджмента всё глубже. Экономия на завтраках не компенсирует бросовых цен на билеты, и экономить приходится на чем-то ещё. Например, на топливе. Не на его качестве, разумеется. А вот залить его там, где дешевле, и по возможности не отклоняться от маршрута — это приветствуется. По мнению экспертов, не исключено, что долгое кружение дубайского "Боинга" над Ростовом объясняется именно тем, что топливо было, а желания улетать на запасной аэродром не было — вдруг, распогодится?
"На борту находилось топливо на 8,5 часов при вылете из Дубая. То есть экипаж заправил самолет для того, чтобы не дозаправлять самолет в Ростове. Причина понятна: потому что в Ростове топливо стоит за тонну где-то в районе 530 долларов, а в Дубае это же топливо стоит около 250 долларов. Они за два часа сожгли где-то в районе 5 тонн топлива, это где-то 1250 долларов. И если считать, во что бы обошлась посадка в Краснодаре, то это, наверняка, раза в два, а то и больше", - говорит генеральный директор международного консультативно-аналитического Агентства безопасности полетов Сергей Мельниченко.
И дело не только в выплатах. Чем больше самолет в воздухе, тем больше прибыли он приносит, и авиакомпании пытаются свести время стоянки к минимуму. Сев где надо, лайнер улетает обратно уже через 40 минут. Например, самолеты лоукост-пионера, американской Southwest Airlines, в среднем совершают за день по 6 перелетов.
Уход на запасной аэродром нарушает график, отменяет рейсы и чреват убытками. Это касается всех авиакомпаний, но если авиагигант перенесёт форс-мажор сравнительно легко, то для лоукостера это кошмар. Он и так крутится как может. Например, закупает самолёты одного типа, чтобы не переучивать механиков и не мудрить с запчастями — как правило, это "А-320" или "Боинг-737". Порой отказывается от уборщиц — и их функции выполняют стюардессы. Набирает в пилоты целый интернационал, как это, опять же, было с лайнером FlyDubai.
"Набирают летчиков из других стран - экономят, потому что, допустим, летчик, который в Дубаи подготовлен, стоит баснословных денег. А если летчиков берут со стороны, из других государств, не будем называть, Европы, России, то это гораздо дешевле", - сказал заслуженный пилот России Петр Марченко.
Это не означает, что у лоукостеров лётчики плохие. Дешевле — не обязательно хуже. Всё, что касается подготовки пилотов, технического обслуживания лайнеров, запчастей — вообще всё, что касается безопасности, регламентируется правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые обязательны к исполнению всеми без исключения.
"Все авиационные международные правила нисколько не упрощают профессиональный подход и к технике, и к экипажу для лоукост-компании. Лоукост-компания должна экономить на другом. В Соединенных Штатах Америки лоукост-компании в прошлом году перевезли 50% пассажиров. Европа подходит к этому же: 45% перевезла. Если бы в Европе и в Америке это сопровождалось бы понижением уровня безопасности полетов, кто бы разрешил им это делать!", - говорит председатель Комиссии Гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Полной безопасности не гарантирует, впрочем, никто и никому. История лоукостеров тоже не обошлась без катастроф. В декабре 2014-го А-320 индонезийского подразделения лоукостера Air Asia из-за проблемы с бортовым компьютером и ошибки пилотов рухнул в Яванское море, погибли 162 человека. Год назад произошла громкая и жуткая история с аэробусом Germanwings: страдавший депрессией второй пилот заперся в кабине и направил лайнер в землю, убив себя и ещё 149 человек.
Но чтобы перечислить остальные катастрофы с бюджетниками, хватит пальца одной руки. В том числе, как ни странно, благодаря всё той же прижимистости. Содержание и ремонт лайнеров — одна из главных статей расхода, поэтому самолёты у лоукостеров новые, их возраст редко превышает 7-10 лет. Так что сама по себе экономия - не обязательно фактор риска. Главное, чтобы желание сэкономить не переходило грань разумного.