По словам Президента, объединение ради страны позволит России справиться с кризисом
Французы подсчитали, во сколько обойдется контроль на границах Шенгенской зоны - из-за наплыва нелегалов. 100 миллиардов евро - прямые и косвенные убытки. Одна только Франция - 2 миллиарда потерь. Вероятно, поэтому и французские министры зачастили с заявлениями - с России надо снимать санкции, наши продукты в обмен на российских туристов - вот решение проблемы. Кстати, именно отмену санкций ставят сегодня во главу угла многие политические силы в Европе, главным образом - оппозиционные.
К примеру, на неделе в Москве прошла встреча спикера Госдумы Нарышкина с делегацией Демократического фронта Черногории - страны, в которой с сентября не прекращаются уличные протесты - против вступления Черногории в НАТО, коррупции, и - за ориентацию на Россию. Причем черногорские оппозиционеры заявляют прямо: если придем к власти, не будет ни санкций, ни НАТО - нет другого пути, уверяют они, спасти Черногорию от гибели.
Европейские оптимисты даже заговорили о сроках снятия санкций - то ли этим летом, то ли ближе к осени. Но может загвоздочка выйти - не только из-за высокого курса евро, но и из-за появления других - в том числе российских - производителей вероятность того, что возвращение европейских товаров будет радостным, невелика.
Как дальше жить, если нефть будет падать, ответ на этот вопрос сейчас ищут все - и это было лейтмотивом встречи Президента Путина с Клубом лидеров на неделе. И, что характерно, именно из этих разговоров о насущных проблемах Президент сформулировал национальную идею - основа России - патриотизм. Причем, речь идет не о слепой любви к родине под девизом "а она мне нравится", в сегодняшнем варианте патриоты - это все-таки те, кто проблемы в стране не только видит, а реально занимается их решением - делая Россию сильнее и лучше.
Кризис кризисом, а возможности для развития бизнеса при желании, оказывается, найти можно. Автобусный завод во Владимире станет самым большим в Европе - первые машины выйдут из ворот уже к концу года.
"Порядка 10 тысяч шасси должен производить этот производственный комплекс и до 5 тысяч автобусов. Еще год назад здесь было чистое поле", - отметил генеральный директор компании-производителя автобусов Алексей Бакулин.
Производство уже налажено в Волгограде - здесь делают и газомоторные, и дизельные автобусы. Машины можно увидеть на улицах нескольких российских городов - покупают и за границей - вот только на московский рынок Алексею Бакулину пока выйти не удалось.
"Вот возьмите бесплатно готовые автобусы. Сергей Семенович подписывает распоряжение взять на тестовую эксплуатацию. Я два года за ними хожу, у меня уже два тома отписок. Не берут. Не хотят брать. Почему? Потому что это совершенно другая конкуренция", - рассказал Алексей Бакулин.
"Напомню Сергею Семеновичу про его резолюцию и необходимость довести ее реализацию до логического завершения", - пообещал Владимир Путин.
Встреча Клуба лидеров, созданного четыре года назад, для представителей бизнеса - отличная возможность рассказать президенту лично - и о достижениях и, конечно, о проблемах. С бюрократическими препонами сталкиваются многие - в результате действительно уникальные разработки не попадают к потребителям.
Пять лет назад команда энтузиастов в небольшой лаборатории поставила цель - создать отечественные костные имплантаты. Теперь уже есть свое производство и результат - продукция на уровне зарубежных конкурентов - а часто даже лучше.
"Простой пример. У человека происходит травма. Не хватает костной ткани. Вот при помощи наших материалов мы можем восстановить недостающий участок. Естественно, мы его специально обрабатываем - у нас уникальная технология очистки - и встраиваем в участок, где потеряна костная ткань", - рассказал генеральный директор фармацевтической компании Алексей Мартынов.
Цены в три, а то и в пять раз ниже, чем у иностранных компаний. Многие клиники готовы буквально с руками оторвать - но закрепиться на рынке оказалось совсем не просто.
"Из 86% иностранных имплантатов более 40% не зарегистрированы в Росздравнадзоре. Довольно-таки тяжело пробиться на российский рынок вообще всем российским производителям из-за того, что нет регистрации, они могут демпинговать и самое главное, этот товар проводится в чемоданах", - отметил Алексей Мартынов.
"Вы знаете, должен быть прямой контакт с Минэкоромикой, мы постараемся это организовать, Мы понимаем, в чем проблема может возникнуть, нам ни в коем случае нельзя создать дефицита и в то же время нужно так отрегулировать, чтобы ужесточение этого лицензирования шло параллельно с ростом ваших возможностей по выпуску товарной продукции", - отметил Президент.
Неожиданные сложности возникли и у предпринимателя Алексея Агафонова - строительство индустриального парка в Подмосковье обернулось судебной тяжбой с чиновниками.
Алексей Агафонов: Мы по плану, по проекту построили дорогу, подвели коммуникации, газ, электричество. Получили право собственности на землю. по результатам проверки, инициированной администрацией Московской область в 2015 году, было послано письмо в добровольном досудебном порядке вернуть эту землю обратно в аренду.
Владимир Путин: Естественно, подвели газ электричество, дорогу. Зачем вы все это сделали? Конечно, она сразу кому-то понадобилась. Где земля-то сейчас?
Алексей Агафонов: Земля в Коломне.
Владимир Путин: Ну, в Коломне ясно!
Алексей Агафонов: Сейчас у нас идет, скажем так, судебное разбирательство.
Владимир Путин: Давайте напишите записочку маленькую, я переговорю с Воробьевым, он человек очень современный, я не знаю, там много всякой бюрократии, конечно, я думаю, что он разберется.
Разобрались уже на следующий день - губернатор Подмосковья встретился с предпринимателем - оказалось, решение найти можно. Многие назвали это очередным примером так называемого ручного управления, но в сложные для экономики времена - автоматический режим может давать сбои. Сейчас, говорят эксперты, время нестандартных решений. Как помочь тем, кто действительно хочет работать и создавать что-то новое здесь, в России - ради будущего своих детей, а значит, и всей страны.
"У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, это и есть национальная идея, она не идеологизирована, это не связано с деятельностью какой-то партии или какой-то страты в обществе. Это связано с общим, объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат, и бизнес, все должны быть более эффективными, и, как вы сказали, мы работаем на страну, понимая под этим не нечто аморфное, как еще в советское время было, давленка такая со стороны государства, сначала страна, а потом неизвестно кто. Страна - это люди, вот в этом смысле она страна, и другой идеи мы не придумаем и придумывать не надо. Она есть", - сказал Владимир Путин.
Из общей идеи, говорили на встрече, логично вытекают и более прикладные. Предложений прозвучало немало - правительству на заметку. Вполне возможно, что-то может пригодиться и для нового плана действий в экономике, который Кабинет министров обсуждал на этой неделе.
"Мы должны найти взвешенные решения, которые позволят сохранить и макроэкономическую стабильность, и обеспечить выполнение социальных обязательств, даже с учетом жестких бюджетных ограничений. Нужно поддержать стратегически важные отрасли, которые имеют высокий потенциал роста, производственные мощности, кадры, ну и способны подтянуть за собой смежные отрасли промышленности, сельское хозяйство, в целом повлиять на развитие экономики. Естественно, с учетом курса на импортозамещение", - заявил Дмитрий Медведев.
О деталях правительственного плана известно мало. Эксперты называли лишь цену его реализации, и то примерно - от 500 до 700 миллиардов рублей. Деньги нужно где-то найти. И не только за счет сокращения расходов. Доходом должны стать результаты приватизации крупных государственных активов. В числе первых министр экономического развития Алексей Улюкаев назвал нефтяные компании "Роснефть" и "Башнефть", а также алмазодобывающую "Алросу". В пока еще неутвержденном списке "Аэрофлот", РЖД и "Совкомфлот". В ближайшие два года правительство планирует заработать на продаже активов больше триллиона рублей. Впрочем, продажа - не значит распродажа. А контроль над стратегическими предприятиями, по словам Президента, останется у государства.
"Реализация госимущества должна быть экономически оправдана, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат – нужно находить золотую середину. Не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене. Для бюджета это не принесёт пользы, к тому же такая практика чревата захватом предприятий конкурирующими компаниями, а это в конечном итоге - тоже не самое лучшее для рынка. Этого, безусловно, нужно избежать", - заявил Президент.
Есть и другие условия. К участию в приватизации допустят далеко не всех желающих.
"Владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции. "Серые" схемы, вывод активов в оффшоры, сокрытие собственников долей недопустимы. Мы уже давно говорим о деоффшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую оффшоризацию российской экономики, неправильно. И, конечно, нужно, чтобы будущие инвесторы и приобретатели искали собственные ресурсы, либо кредитные ресурсы, но не из государственных банков - толку от этого будет немного", - сказал Владимир Путин.
Аналитики после этого совещания разделились на оптимистов и пессимистов. Первые считают, что распродать нужно все и как можно скорее, обращая внимание на то, что акции российских компаний по сравнению с 2007 годом несильно подешевели, а в некоторых случаях даже выросли в цене. Пессимисты же предлагают смотреть на котировки в долларах - и не торопиться. Впрочем, о золотой середине глава государства сказал не просто так.
"На самом деле приватизация - это вопрос о том, какое будущее у компании, какая стратегия у компании. И вот в этом основной вопрос. Это вопрос не пессимизма и оптимизма, это вопрос о том, что вы собираетесь делать с активом через 10 или 5 лет. Собственно говоря, Президент на внимание и обращал, что приватизация без стратегии развития активов - это бессмысленно", - отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Сколько бы ни спорили эксперты - приватизация, о которой говорят уже несколько лет, все равно будет. В правительстве признают: тянуть дальше нельзя. Низкие цены на нефть диктуют свое. Глава Минфина Антон Силуанов заявил накануне, - если цена продержится на уровне 30 долларов за баррель долго, придется тратить резервный фонд, хоть Кабмин, конечно, и постарается не залезать в кубышку. Пока же низкие цены на нефть и как следствие дешевый рубль открывают порой неожиданные возможности. Просевший автомобильный рынок в последние два года оказался привлекательным для соседей - в том числе и европейских.
"Мы можем просто посчитать, что девальвация рубля почти 100%, а в среднем автомобили подорожали, в среднем 20%. Даже с учетом оплаты таможенных пошлин в Евросоюзе, автомобиль все равно представляет интерес, даже если это дешевле, чем в Европе на тысячу, две, три тысячи евро, то европеец едет, скандинавы, они близки, и покупают, потому что они выигрывают в цене", - отмечает президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимир Моженков.
Дилеры видят в этом возможность выиграть и для российских автопроизводителей, которые уже начинают ориентироваться на экспорт. Рост продаж - это дополнительные налоговые поступления в бюджет, а значит, возможность выполнять обязательства. Прежде всего, социальные. На них государство ориентируется в первую очередь в любых условиях. И индексация пенсий и пособий с 1 февраля - очередное тому подтверждение.