Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
7 февраля 2016, 22:02

По словам Президента, объединение ради страны позволит России справиться с кризисом

Французы подсчитали, во сколько обойдется контроль на границах Шенгенской зоны - из-за наплыва нелегалов. 100 миллиардов евро - прямые и косвенные убытки. Одна только Франция - 2 миллиарда потерь. Вероятно, поэтому и французские министры зачастили с заявлениями - с России надо снимать санкции, наши продукты в обмен на российских туристов - вот решение проблемы. Кстати, именно отмену санкций ставят сегодня во главу угла многие политические силы в Европе, главным образом - оппозиционные.

К примеру, на неделе в Москве прошла встреча спикера Госдумы Нарышкина с делегацией Демократического фронта Черногории - страны, в которой с сентября не прекращаются уличные протесты - против вступления Черногории в НАТО, коррупции, и - за ориентацию на Россию. Причем черногорские оппозиционеры заявляют прямо: если придем к власти, не будет ни санкций, ни НАТО - нет другого пути, уверяют они, спасти Черногорию от гибели.

Европейские оптимисты даже заговорили о сроках снятия санкций - то ли этим летом, то ли ближе к осени. Но может загвоздочка выйти - не только из-за высокого курса евро, но и из-за появления других - в том числе российских - производителей вероятность того, что возвращение европейских товаров будет радостным, невелика.

Как дальше жить, если нефть будет падать, ответ на этот вопрос сейчас ищут все - и это было лейтмотивом встречи Президента Путина с Клубом лидеров на неделе. И, что характерно, именно из этих разговоров о насущных проблемах Президент сформулировал национальную идею - основа России - патриотизм. Причем, речь идет не о слепой любви к родине под девизом "а она мне нравится", в сегодняшнем варианте патриоты - это все-таки те, кто проблемы в стране не только видит, а реально занимается их решением - делая Россию сильнее и лучше.

Кризис кризисом, а возможности для развития бизнеса при желании, оказывается, найти можно. Автобусный завод во Владимире станет самым большим в Европе - первые машины выйдут из ворот уже к концу года.

"Порядка 10 тысяч шасси должен производить этот производственный комплекс и до 5 тысяч автобусов. Еще год назад здесь было чистое поле", - отметил генеральный директор компании-производителя автобусов Алексей Бакулин.

Производство уже налажено в Волгограде - здесь делают и газомоторные, и дизельные автобусы. Машины можно увидеть на улицах нескольких российских городов - покупают и за границей - вот только на московский рынок Алексею Бакулину пока выйти не удалось.

"Вот возьмите бесплатно готовые автобусы. Сергей Семенович подписывает распоряжение взять на тестовую эксплуатацию. Я два года за ними хожу, у меня уже два тома отписок. Не берут. Не хотят брать. Почему? Потому что это совершенно другая конкуренция", - рассказал Алексей Бакулин.

"Напомню Сергею Семеновичу про его резолюцию и необходимость довести ее реализацию до логического завершения", - пообещал Владимир Путин.

Встреча Клуба лидеров, созданного четыре года назад, для представителей бизнеса - отличная возможность рассказать президенту лично - и о достижениях и, конечно, о проблемах. С бюрократическими препонами сталкиваются многие - в результате действительно уникальные разработки не попадают к потребителям.

Пять лет назад команда энтузиастов в небольшой лаборатории поставила цель - создать отечественные костные имплантаты. Теперь уже есть свое производство и результат - продукция на уровне зарубежных конкурентов - а часто даже лучше.

"Простой пример. У человека происходит травма. Не хватает костной ткани. Вот при помощи наших материалов мы можем восстановить недостающий участок. Естественно, мы его специально обрабатываем - у нас уникальная технология очистки - и встраиваем в участок, где потеряна костная ткань", - рассказал генеральный директор фармацевтической компании Алексей Мартынов.

Цены в три, а то и в пять раз ниже, чем у иностранных компаний. Многие клиники готовы буквально с руками оторвать - но закрепиться на рынке оказалось совсем не просто.

"Из 86% иностранных имплантатов более 40% не зарегистрированы в Росздравнадзоре. Довольно-таки тяжело пробиться на российский рынок вообще всем российским производителям из-за того, что нет регистрации, они могут демпинговать и самое главное, этот товар проводится в чемоданах", - отметил Алексей Мартынов.

"Вы знаете, должен быть прямой контакт с Минэкоромикой, мы постараемся это организовать, Мы понимаем, в чем проблема может возникнуть, нам ни в коем случае нельзя создать дефицита и в то же время нужно так отрегулировать, чтобы ужесточение этого лицензирования шло параллельно с ростом ваших возможностей по выпуску товарной продукции", - отметил Президент.

Неожиданные сложности возникли и у предпринимателя Алексея Агафонова - строительство индустриального парка в Подмосковье обернулось судебной тяжбой с чиновниками.

Алексей Агафонов: Мы по плану, по проекту построили дорогу, подвели коммуникации, газ, электричество. Получили право собственности на землю. по результатам проверки, инициированной администрацией Московской область в 2015 году, было послано письмо в добровольном досудебном порядке вернуть эту землю обратно в аренду.
Владимир Путин: Естественно, подвели газ электричество, дорогу. Зачем вы все это сделали? Конечно, она сразу кому-то понадобилась. Где земля-то сейчас?
Алексей Агафонов: Земля в Коломне.
Владимир Путин: Ну, в Коломне ясно!
Алексей Агафонов: Сейчас у нас идет, скажем так, судебное разбирательство.
Владимир Путин: Давайте напишите записочку маленькую, я переговорю с Воробьевым, он человек очень современный, я не знаю, там много всякой бюрократии, конечно, я думаю, что он разберется.

Разобрались уже на следующий день - губернатор Подмосковья встретился с предпринимателем - оказалось, решение найти можно. Многие назвали это очередным примером так называемого ручного управления, но в сложные для экономики времена - автоматический режим может давать сбои. Сейчас, говорят эксперты, время нестандартных решений. Как помочь тем, кто действительно хочет работать и создавать что-то новое здесь, в России - ради будущего своих детей, а значит, и всей страны.

"У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, это и есть национальная идея, она не идеологизирована, это не связано с деятельностью какой-то партии или какой-то страты в обществе. Это связано с общим, объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной, и чиновничество, и госаппарат, и бизнес, все должны быть более эффективными, и, как вы сказали, мы работаем на страну, понимая под этим не нечто аморфное, как еще в советское время было, давленка такая со стороны государства, сначала страна, а потом неизвестно кто. Страна - это люди, вот в этом смысле она страна, и другой идеи мы не придумаем и придумывать не надо. Она есть", - сказал Владимир Путин.

Из общей идеи, говорили на встрече, логично вытекают и более прикладные. Предложений прозвучало немало - правительству на заметку. Вполне возможно, что-то может пригодиться и для нового плана действий в экономике, который Кабинет министров обсуждал на этой неделе.

"Мы должны найти взвешенные решения, которые позволят сохранить и макроэкономическую стабильность, и обеспечить выполнение социальных обязательств, даже с учетом жестких бюджетных ограничений. Нужно поддержать стратегически важные отрасли, которые имеют высокий потенциал роста, производственные мощности, кадры, ну и способны подтянуть за собой смежные отрасли промышленности, сельское хозяйство, в целом повлиять на развитие экономики. Естественно, с учетом курса на импортозамещение", - заявил Дмитрий Медведев.

О деталях правительственного плана известно мало. Эксперты называли лишь цену его реализации, и то примерно - от 500 до 700 миллиардов рублей. Деньги нужно где-то найти. И не только за счет сокращения расходов. Доходом должны стать результаты приватизации крупных государственных активов. В числе первых министр экономического развития Алексей Улюкаев назвал нефтяные компании "Роснефть" и "Башнефть", а также алмазодобывающую "Алросу". В пока еще неутвержденном списке "Аэрофлот", РЖД и "Совкомфлот". В ближайшие два года правительство планирует заработать на продаже активов больше триллиона рублей. Впрочем, продажа - не значит распродажа. А контроль над стратегическими предприятиями, по словам Президента, останется у государства.

"Реализация госимущества должна быть экономически оправдана, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат – нужно находить золотую середину. Не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене. Для бюджета это не принесёт пользы, к тому же такая практика чревата захватом предприятий конкурирующими компаниями, а это в конечном итоге - тоже не самое лучшее для рынка. Этого, безусловно, нужно избежать", - заявил Президент.

Есть и другие условия. К участию в приватизации допустят далеко не всех желающих.

"Владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции. "Серые" схемы, вывод активов в оффшоры, сокрытие собственников долей недопустимы. Мы уже давно говорим о деоффшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую оффшоризацию российской экономики, неправильно. И, конечно, нужно, чтобы будущие инвесторы и приобретатели искали собственные ресурсы, либо кредитные ресурсы, но не из государственных банков - толку от этого будет немного", - сказал Владимир Путин.

Аналитики после этого совещания разделились на оптимистов и пессимистов. Первые считают, что распродать нужно все и как можно скорее, обращая внимание на то, что акции российских компаний по сравнению с 2007 годом несильно подешевели, а в некоторых случаях даже выросли в цене. Пессимисты же предлагают смотреть на котировки в долларах - и не торопиться. Впрочем, о золотой середине глава государства сказал не просто так.

"На самом деле приватизация - это вопрос о том, какое будущее у компании, какая стратегия у компании. И вот в этом основной вопрос. Это вопрос не пессимизма и оптимизма, это вопрос о том, что вы собираетесь делать с активом через 10 или 5 лет. Собственно говоря, Президент на внимание и обращал, что приватизация без стратегии развития активов - это бессмысленно", - отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Сколько бы ни спорили эксперты - приватизация, о которой говорят уже несколько лет, все равно будет. В правительстве признают: тянуть дальше нельзя. Низкие цены на нефть диктуют свое. Глава Минфина Антон Силуанов заявил накануне, - если цена продержится на уровне 30 долларов за баррель долго, придется тратить резервный фонд, хоть Кабмин, конечно, и постарается не залезать в кубышку. Пока же низкие цены на нефть и как следствие дешевый рубль открывают порой неожиданные возможности. Просевший автомобильный рынок в последние два года оказался привлекательным для соседей - в том числе и европейских.

"Мы можем просто посчитать, что девальвация рубля почти 100%, а в среднем автомобили подорожали, в среднем 20%. Даже с учетом оплаты таможенных пошлин в Евросоюзе, автомобиль все равно представляет интерес, даже если это дешевле, чем в Европе на тысячу, две, три тысячи евро, то европеец едет, скандинавы, они близки, и покупают, потому что они выигрывают в цене", - отмечает президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимир Моженков.

Дилеры видят в этом возможность выиграть и для российских автопроизводителей, которые уже начинают ориентироваться на экспорт. Рост продаж - это дополнительные налоговые поступления в бюджет, а значит, возможность выполнять обязательства. Прежде всего, социальные. На них государство ориентируется в первую очередь в любых условиях. И индексация пенсий и пособий с 1 февраля - очередное тому подтверждение. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей