Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
1 февраля 2016, 21:25

Польша завела переговоры с Россией об автоперевозках до полной остановки

Грузовые автоперевозки между Россией и Польшей сегодня полностью прекратились. Срок действия взаимных разрешений для транспортных компаний истёк, а об условиях выдачи новых договориться пока не удалось. Ранее Москва ужесточила контроль за иностранными дальнобойщиками, после того, как они стали нарушать квоты, предпочитая заплатить небольшой штраф. Новый раунд переговоров запланирован на завтра.

Погранпереход "Козловичи" неподалёку от Бреста. Отсюда начинается трасса М1 – кратчайшая дорога между Варшавой и Москвой. Порой здесь на километры растягивались очереди из польских грузовиков, въезжающих на территорию Таможенного союза, и российских, которые через Белоруссию транзитом ехали в Евросоюз. Сегодня непривычно пусто. Для фур граница на замке. Старые международные разрешения на проезд для дальнобойщиков с 1 февраля закончились, а о том, сколько выдавать новых, Россия и Польша не договорились. Как утверждает Минтранс, поляки просто саботируют переговоры.

"Мы предложили польской стороне обменяться ровно тем же количеством разрешений, которое было в предыдущие годы. Польская сторона не выдвинула ответного предложения, то есть они даже не сообщили, сколько, на их взгляд, является справедливым количество. Они сейчас ставят вопрос о пересмотре российского законодательства, что мы считаем неприемлемым", - заявил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.

Что же так не устраивает польских чиновников в российском законе? Новая жёсткая система контроля и штрафов. Количество разрешений, а значит иностранных перевозчиков, которые могут доставлять груз в Россию, всегда было лимитировано. Но, как говорят в российской Ассоциации международных автоперевозчиков, раньше польские водители зачастую игнорировали эту квоту: штрафы за езду без специальных разрешений были небольшими — до полутора тысяч рублей. В то время как российским водителям поблажек в Евросоюзе никто не делал.

"Только видят российские номера транспортники — иди сюда и давай за всё подряд! Найдут за что! Штрафы разные: от 100 до 1000 евро", - говорит дальнобойщик Владимир Силин.

Теперь в России для иностранных перевозчиков штрафы за нарушения тоже стали ощутимыми: до 400 тысяч рублей. Ещё один удар закон наносит по серым схемам импорта. Пользуясь льготным двусторонним режимом грузоперевозок между двумя странами, поляки ввозили в Россию товары из Евросоюза, выдавая их за свои.

"Грузили груз в Германии, в Польше переоформляли документы и уже по этим документам якобы груз польского происхождения перевозили, используя двухстороннее соглашение, которого было достаточно", - рассказывает директор транспортной компании Александр Ларионов.

С нового года российская таможня стала тщательнее контролировать происхождение грузов, иностранных водителей ловят на подлогах и штрафуют. Сейчас поляки требуют специально для них уменьшить штрафы и увеличить квоты на разрешения почти вдвое, до 100 тысяч в год. То есть, по сути, отменить те нормы российского закона, которые защищают интересы отечественных перевозчиков.

"Что такое в два раза увеличить рынок? Это значит уменьшить эту долю у наших перевозчиков, это значит, что половина наших перевозчиков — тысячи машин — остались без работы. Как вы считаете, мы могли пойти на такой шантаж и диктат со стороны польской?" - говорит заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.

Пока не определена квота, российские транспортные компании ищут новые маршруты для экспорта в Европу.

"Если этот вопрос не разрешится в какие-то разумные сроки, скажем месяц, в краткосрочной перспективе возрастут издержки на бизнес в связи с тем, что будут использоваться вынужденные каналы поставки, связанные с паромами, с транзитами дополнительными через страны Балтии", - говорит директор транспортной компании Владимир Тян.

В перевозках между Польшей и Россией доля поляков превышает 70%, то есть они всё же рискуют потерять больше, чем российские компании.

"Я занимаюсь этим бизнесом уже 30 лет, но сейчас я на самом деле боюсь, что стану банкротом", "Из-за ситуации на границе мы опасаемся, что можем потерять работу", - говорят водители из Польши.

Сегодня начался очередной раунд переговоров между Россией и Польшей. Весь день проблему обсуждали эксперты по автоперевозкам. А на завтра запланирована встреча заместителей министров транспорта двух стран.

Российско-польский спор о том, сколько давать друг другу разрешений, возникает не впервые. В 2011 году грузовики не могли пересечь границу почти месяц, но в итоге стороны согласовали квоты на три года. Вот и сейчас в российском Минтрансе не теряют надежды, что вскоре с поляками всё же получится договориться.

Читайте также: