Грузоперевозки между Россией и Польшей фактически остановлены
Всё из-за того, что, несмотря на все усилия, так и не удалось договориться, сколько разрешений на проезд фур выдать на этот год. Действие предыдущих документов закончилось накануне.
Москва ужесточила контроль за перевозчиками, чтобы пресечь серые схемы доставки грузов из Европы в нашу страну, также были увеличены штрафы. Варшаву новые правила не устраивают. Минтранс направил польским властям несколько предложений, но все они были отвергнуты.
Грузовикам тут не место. Международные разрешения, по которым российские дальнобойщики въезжали в Польшу, а польские — в нашу страну, сегодня закончились. О том, сколько выдавать новых, Россия и Польша пока не договорились. Саботировали переговоры поляки.
"Польская сторона отказывается давать конкретные предложения в части обмена разрешениями на текущий год в ответ на российские предложения, требуя в ультимативном порядке изменения по отношению к польским перевозчикам Федерального закона № 362-ФЗ и нормативных актов, принятых Минтрансом России для его реализации", - сообщает Минтранс.
Что же так не устраивает польских чиновников в российском законе? Новая жёсткая система контроля и штрафов. Количество разрешений, а значит иностранных перевозчиков, которые могут доставлять груз в Россию, всегда было лимитировано. Но раньше польские дальнобойщики, приезжая к нам, по сути, игнорировали эту квоту — штрафы за езду без разрешений были копеечными. Заплатил полторы тысячи рублей — и едешь с грузом дальше. В то время как российским водителям поблажек в Евросоюзе никто не делал.
"Только видят российские номера транспортники — иди сюда и давай за всё подряд! Найдут за что. Штрафы разные: от 100 до 1000 евро", - говорит дальнобойщик Владимир Силин.
Теперь в России для иностранных перевозчиков штрафы за нарушения тоже станут ощутимыми: до 400 тысяч рублей. Ещё один удар закон наносит по серым схемам импорта. Пользуясь льготным двусторонним режимом грузоперевозок между двумя странами, поляки ввозили в Россию товары из Евросоюза, выдавая их за свои. Естественно, при такой нечестной игре российские фирмы-перевозчики проигрывали в борьбе за европейский товар.
"Несправедливо! Они хотят забрать из России грузы и сами их возить. Куда ни кинь, везде поляки! На таможню приедешь в Россию и то поляков больше, чем россиян", - говорит дальнобойщик Владимир Силин.
Теперь поляки требуют специально для них уменьшить штрафы и увеличить квоты на разрешения — по некоторым данным, до 100 тысяч в год, а нашу долю при этом снизить до 20 тысяч. То есть, по сути, отменить те нормы российского закона, которые защищают интересы отечественных перевозчиков.
"Польская сторона, используя свое географическое преимущество, свой транзитный потенциал, поскольку маршрут через Польшу является самым удобным, самым прямым, дешёвым, ведёт себя таким образом, что шантажирует РФ, не выдавая соответствующий объем разрешений", - сказал заместитель министра транспорта Николай Асаул.
Ещё Польша предлагает считать все грузы одинаковыми — грузами единой Европы, не обращая внимания, что они из третьих стран.
Граница Польши и Белоруссии. Эта трасса, по сути — самая короткая дорога между Варшавой и Москвой. Больша часть грузового транзита из России в Евросоюз и обратно проходит через пункт пропуска "Козловичи". Но сегодня какого-то коллапса, ажиотажа, серьёзного изменения в работе таможенников и пограничников не наблюдается. Нет и больших очередей по обе стороны границы.
Российские дальнобойщики, пока не определена квота со стороны Польши, ищут новые маршруты для экспорта в Европу — например, через Литву или паромами по Балтике. Но, говорят, налаженные бизнес-схемы всё равно пострадают.
"Клиентура уйдёт, которая была. Теперь возить будет нечего!" - сказал Николай Сойка.
В перевозках между Польшей и Россией доля поляков превышает 70%, то есть они всё же рискуют потерять больше, чем российские компании. Очередной раунд переговоров должен состояться уже сегодня.