Экономисты и инвесторы пытаются спрогнозировать варианты выхода из мирового экономического кризиса
Нефть продолжит падение на мировых рынках. К этому сводится подавляющее большинство прогнозов. За баррель уже дают меньше 30 долларов, любители апокалипсических сценариев публикуют прогнозы - что будет с миром, если нефть опустится до 10 долларов. Особо продвинутые уже подсчитали - бочка воды стоит дороже бочки нефти, вот – "эльдорадо".
Но реалисты объясняют: во всем виноват медвежий синдром юаня, который идет и идет вниз. И запад, и восток смотрели на Китай. А там обвалились биржи, и за ними в пике ушли Гонконг, Япония, далее - почти везде, вместе с ними - нефть и акции. Так называемый "индекс страха", то есть, индикатор колебаний курсов из-за испуга инвесторов, на Чикагской бирже подскочил на 46%, притом, что за весь прошедший год поднялся лишь на 13%.
Европейские экономисты пытаются успокоить - дешевая нефть поднимет экономики Старого Света, но американцы уже ищут вариант Б. Ведь для них это означает конец "сланцевой революции", в которую вложены большие деньги.
Восхищение мировых финансистов ростом китайской экономики в один момент сменилось разочарованием. Табло на шанхайском мосту многие годы показывало биржевые котировки только в зелёном цвете, который означает, что дела идут хорошо. Только вот с начала этого года преобладает красный - признак того, что теперь дела идут плохо. Всего за две недели нового года китайские компании потеряли почти семнадцать процентов своей стоимости.
"Весной 2015 года рынок ценных бумаг Китая пережил стремительный взлет, а затем стремительный же спад с колебаниями. Сейчас мы можем говорить, что это глобальное явление. До 2015 года Китай не был так глубоко интегрирован в мировой рынок капитала, поэтому до этого времени влияние на Китай международной валютной системы не было так очевидно. Это потрясение на бирже соответствует международной ситуации", - поясняет директор Института изучения мировых экономических процессов Народного университета Китая Цзя Пуцзин.
Китайские эксперты и аналитики избегают говорить прямо, но за формулировкой о стремительном взлёте и последовавшем еще более стремительным падении, на самом деле, скрывается обыкновенный "долговой пузырь". Для сравнения, если в 2000 году совокупный долг всей китайской экономики составлял всего 2 триллиона долларов, то в 2007 году он оценивался уже в 7,5 триллионов, а по итогам 2014 года превысил 28 триллионов долларов, что вполне сопоставимо, например, с совокупным долгом Соединённых Штатов, который уже превысил 60 триллионов. И всё бы ничего, но Китай не сумел удержаться на той высокой планке, которую показывал еще в начале двухтысячных, когда экономика страны порой росла больше чем на десять процентов в год.
"Люди привыкли к невероятным показателям экономического роста. Вспомните, рынок акций в Китае удвоился за короткий промежуток времени. До прошлого лета экономика росла невероятными темпами, а потом случилась коррекция. И это всех напугало. Люди забыли про невероятный рост и почувствовали неуверенность. Наступило отрезвление, отрезвление реальностью", - считает экономический консультант Кит Бойфилд.
По разным оценкам, финансисты только в декабре поспешили вывести из Поднебесной от 100 до 170 миллиардов долларов. Ощущение тревоги усиливается и из-за девальвации юаня. И это несмотря даже на то, что на удержание курса китайское правительство потратило за год баснословные полтриллиона долларов золотовалютных резервов.
"Правительство пытается ввести различные меры, но тем не менее, ситуация пока довольно слабо стабилизируется. Мы видим удешевление юаня, и с высокой вероятностью эта ситуация продолжится. Соответственно, это те факторы, которые приводят к тому, что инвесторы спешно выводят деньги, и есть такая определенная нервозность", - отмечает заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Дарья Желаннова.
Вслед за Китаем обвалились и биржи других стран, в том числе, Европы и Америки. Старейший фондовый индекс "Доу Джонс" сильнее падал только в 1932 году, в самый разгар Великой Депрессии. Впрочем, многие эксперты уверены: говорить о том, что причина кроется в Китае, неверно. Истоки происходящего предлагают искать совсем в другой стороне и в другое время.
Во время кризиса 2008 года правительству США пришлось изобретать чрезвычайные меры для спасения собственной экономики. Это назвали "программой количественного смягчения". На полную мощность тогда включили печатный станок, увеличили количество долларов и смягчили условия их получения. Федеральная резервная система выдавала деньги под нулевой процент, то есть, бесплатно. Промышленность страны получила мощный стимул. Неизбежная инфляция сделала доллар дешевле, но вслед за ним подешевели и американские товары. Их стали охотнее покупать, и к концу 2014 года экономика США пошла в рост. Лишь тогда печатный станок остановили. Чрезмерное ослабление доллара всё же грозило тем, что инвесторы начали бы избавляться от американских активов.
"Когда стало понятно, что расширяться зона доллара больше не может, и тем самым эмиссия становится опасной для экономики, эмиссию остановили окончательно, практически окончательно в 2014 году. Стало понятно, что этот кризис можно решать одним из двух способов: либо спасать мировую экономику за счёт американской, либо спасать американскую экономику за счёт мировой", - говорит президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин.
Соединённые Штаты решили спасаться сами, тем более, что на наживку дешёвых денег клюнули многие страны, и Китай в их числе. Когда Международный валютный фонд раз за разом стал понижать прогнозы роста мировой экономики, и доходность вложений в другие страны стала падать, в Америке подняли ставку по кредитам. Доллар снова стал прибыльным.
"Происходит не падение валют во всём мире, а укрепление доллара относительно других национальных валют. Укрепление доллара вызвано как раз тем фактором, что на фоне ужесточения политики Федерального резервного и повышения процентных ставок, инвесторы переводят свои капиталы в доллар, как в актив, который приносит большую доходность", - объясняет главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ-24 Станислав Клещев.
Обвал на Нью-йоркской бирже, вызванный тем, что и американские компании в конце 2015 года стали показывать замедление роста, финансистов уже не мог напугать, как и размер американского долга. Деньги, что инвесторы изымают из Китая и других экономик мира, пошли в США.
"Так уж сложилось исторически: 20 лет назад, 40 лет назад доллар был надёжен. Сегодня уже не так. Американский доллар - не спасение. США – крупнейший должник в истории, но люди продолжают верить в доллар, и пока эта вера остаётся крепкой, то и доллар остаётся устойчивым", - считает финансист Джим Роджерс.
На руку США играет и Саудовская Аравия, которая вот уже полтора года продолжает настоящую ценовую войну на нефтяных рынках. В условиях, когда экономики замедляются, и спрос на углеводороды в мире снижается, шейхи непрерывно увеличивают добычу под предлогом борьбы с производителями дорогой нефти. И саудитам уже удалось добиться некоторых побед. Например, закрылось большинство сланцевых проектов. В Америке потери признают, но лишний раз стараются не напоминать, что нефтяная отрасль занимает слишком незначительную долю в экономике страны. Зато Соединённые Штаты – крупнейший потребитель энергоресурсов на планете. И чем дешевле нефть, тем лучше в целом для всей американской экономике. И малым, то есть, нефтяной отраслью, здесь готовы пожертвовать ради выигрыша в большом. При этом Саудовская Аравия на ценовую войну уже потратила около четырёхсот миллиардов долларов.
"Если этот тренд продолжится, Ближний Восток столкнётся с огромным вызовом. Мы уже сейчас видим, что Саудовская Аравия вынуждена занимать на внешних рынках, чтобы поддерживать прежний уровень социальных гарантий своим гражданам", - напоминает экономический консультант Кит Бойфилд.
Получается, Саудовская Аравия поставила всё на одну карту в надежде, что нефть неизбежно вырастет, и тогда можно будет компенсировать сегодняшние затраты. Только когда это случится, неизвестно. Пока это не в интересах Соединённых Штатов, которые в конце прошлого года сняли действовавший сорок лет запрет на экспорт своей нефти. Первый танкер в январе уже пришёл в Европу. Конечно, даже десять или двадцать танкеров не могут повлиять на баланс спроса и предложения в мире. Но таким образом Америка подаёт сигнал покупателям: не стоит платить за нефть много.
"Сейчас получается, что многие торгуют себе в убыток, но если они не будут торговать произведённой нефтью, то они потеряют куда больше. В итоге рынок существует не по нормальным рыночным условиям балансировки спроса и предложения, а он ушёл ниже них, и в этом проблема", - говорит директор Центра изучения энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
По оценкам экспертов, реальная цена нефти сегодня - в пределах 60-70 долларов. Но геополитические сигналы загоняют нефть всё ниже. И даже согласие Вашингтона в итоге снять санкции с Ирана в таком контексте выглядит закономерным решением. Ведь уже с понедельника Тегеран может выйти на мировой рынок с полумиллионом баррелей в день, что, вероятно, опустит цены еще ниже.
"В этой мутной воде американцы ловят золотую рыбку. Американцы, на мой взгляд, готовят очередной удар по мировой экономике, и всё же в ближайшее время, в течение полугода, мы увидим ещё какую-то волну кризиса. Её могут как угодно назвать. Американское чудо какое-нибудь, или американская мечта", - предполагает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.
О чём именно мечтают сегодня Соединённые Штаты, и какого результата в итоге добиваются – ответить на этот вопрос с уверенностью не берётся ни один аналитик. Вот и шотландский банк RBS, который входит в двадцатку крупнейших в мире, снова, как и в 2008 году, предупредил своих клиентов о грядущих проблемах и посоветовал на этот раз, на всякий случай, продавать всё, потому что будущее мировой экономики выглядит уж слишком расплывчатым.